Звуковая карта sound blaster. Обзор звуковой карты Creative Sound Blaster Z. Познакомимся с устройством поближе

Сегмент классических, некогда очень популярных, звуковых карт сегодня находится на грани выживания, и причин тому несколько. Во-первых, встроенный в материнские платы звук с каждым годом становится более качественным. Во-вторых, карточка с ценой около $100 все равно является своеобразным компромиссом – звук и возможности лучше встроенных, но о профессиональном уровне говорить не приходится. Косвенно это подтверждает и динамика выпуска подобных продуктов, т.к. что-то новое появляется чуть ли не раз в год...

Однако пока данная ниша рынка не является полностью закрытой, и кое-какие интересные вещицы имеются. Из нового можно вспомнить карты компании Creative серии Z, представленной в 2013 году. И сегодня мы протестируем самую младшую из них – SoundBlaster Z, которая отличается от более дорогих Zx и ZxR только отсутствием внешнего регулировочного модуля. В целом решение достаточно схоже с хорошо знакомыми ASUS Xonar D1 и , но некоторые дополнительные фишки все же имеются.

Комплект поставки


Карточка продается в очень презентабельной упаковке.


Но комплект поставки оказываемся максимально скромным: Creative SoundBlaster Z, диски с программным обеспечением и специальный настраиваемый микрофон.


Очевидно, что конечная цена снижалась буквально за счет каждой мелочи, т.к. зачастую компания комплектует даже куда менее качественные продукты полным набором кабелей. Здесь же нет ни одного шнура: ни оптики, ни аналога.

Конструкция



Внешний вид карты – отдельная тема. Для придания эффекта статусности, плата прикрыта экраном их алюминия с круглым окошком, а над центральной микросхемой находится декоративная накладка с подсветкой.



Все это лишено хоть какого-то технического смысла, и сделано исключительно в маркетинговых целях. Пользователю куда приятнее отдавать свои деньги за нечто якобы массивное и мощное, нежели на набор типовых чипов.


Однако, если вы снимете экран и открутите пластик, то под ним окажется крохотная микросхема Creative CA0132, которая не нуждается в дополнительном охлаждении, экране и подсветке... Это и есть DSP-процессор. К слову, его можно встретить даже в составе топовых материнских плат, т.к. архетектура очень гибкая.


Для фронтальных выходов используется качественный ЦАП CS4398, поэтому здесь карта сильно напоминает продукты ASUS. Таким образом, если рассматривать Creative SoundBlaster Z как вариант для получения именно качественного звука, то ориентироваться стоит на стереофонические колонки.

Есть отдельный выход для наушников, теоретически поддерживающие любые модели с импедансом до 600 Ом. Это можно считать весомым плюсом карточки, тем более, что выход работает от того же CS4398 только через другие операционные усилители. Насколько такое решение может конкурировать с внешним устройством, расскажем чуть ниже.


Аналоговые разъемы расположены традиционно очень близко, поэтому могут возникнуть трудности при использовании качественных толстых штекеров. При этом микрофонный вход совмещен с линейным в одном разъеме. Зато, в отличие от многих конкурентов, в Creative SoundBlaster Z предусмотрена полноценная оптика (SPDIF-ресивер CS8416).

Более полное представление о звуковой карте Sound Blaster Z позволит составить ее видеообзор:

Программное обеспечение и эффекты

Конструкция карточки оказывается вполне классической, однако программное обеспечение несет в себе несколько новшеств, которые ориентированы на геймеров и активных пользователей сетевых технологий. Главная из них связана с комплектным микрофоном.



Микрофон позволяет настроить ширину захватываемого луча, что бы отсекать нежелательные звуки. Эта функция достаточно хорошо работает, поэтому общаться в скайпе можно даже при включенной в комнате музыке. Система шумоподавления работает менее эффективно, местами – даже некорректно, поэтому пользоваться ей рекомендуем по ситуации. Изменение голоса осуществляется вполне качественно.



В остальном же программная оболочка представляет собой типичный интерфейс с набором необходимых функций. Можно установить тип используемой системы и отрегулировать основные моменты. Например, очень полезной кажется функция задания частоты среза для сабвуфера, что пригодится владельцам сборных систем.



Естественно есть микшер для всех входов/выходов, эквалайзер и т.д. Профили пользователя можно сохранять или наоборот брать готовые игровые варианты.

Тестирование и субъективное мнение

Для тестирования аудиокарты мы воспользовались распространенным программным обеспечением , выполнив все предварительные настройки по методике производителя.


При тестировании мы воспользовались самым простым режимом подключения Front-out – Line-in из-за чего не получили заявленных производителем цифр, т.к. параметры входа заметно ниже характеристик ЦАП фронтальных каналов. Тем не менее, можно констатировать низкий уровень шума, который даже так достигает планки -100 дБ.

Субъективное прослушивание проводилось в сравнении с ESI Juli@, и при использовании мониторов среднего класса субъективно мы не услышали никакой разницы. Это косвенно подтверждает отличное качество фронтальных каналов, подходящих для организации стереосистемы.

Выход для наушников понравился в меньшей степени. Он неплохо раскачивает громкость, но звук теряет в детальности, поэтому качество сопоставимо только с самыми простыми усилителями. В общем, если речь идет о наушниках за $50-100, то таким вариантом можно пользоваться, однако если затрагивается более высокий ценовой диапазон, то правильнее будет подключить сторонний усилитель к фронтальному выходу.

Заключение

В целом карточка Creative SoundBlaster Z станет неплохим выбором для людей, желающих совместить хорошее качество звучания и продвинутые функции общения в играх и Сети. Модель явно не ориентирована на аудиофилов, т.к. высококачественные ЦАПы установлены только на фронтальных выходах, нет возможности менять операционные усилители и т.д.

За свои деньги новинка обеспечивает достаточно уверенный уровень звука, обладает неплохим встроенным усилителем для наушников и оптическими входами. Отдельной статьей идет настраиваемый микрофон с изменяемой шириной луча. Работает вполне адекватно и дает неплохой задел для игр или скайпа.

Цена Creative Sound Blaster Z

Купить Creative SoundBlaster Z можно за 3100 рублей, и ближайшим конкурентом видится ASUS Xonar DX, которая чуть дешевле.


Архитектуры решений очень схожи, равно как и качество воспроизведения. И к плюсам ASUS можно отнести низкопрофильный дизайн, подходящий для небольших корпусов. Creative подкупает более расширенным набором эффектов и комплектным микрофоном.

Плюсы:

  • доступная цена;
  • преобразователи высокого класса (фронт);
  • настраиваемый микрофон в комплекте.

Минусы:

  • скудный комплект поставки.

Введение

Мы уже привыкли к тому, что звуковые карты встроены в материнские платы. Их качества и функций хватает большинству пользователей, но производители выпускают и дискретные звуковые карты для требовательных энтузиастов. В нашу лабораторию попала одна из таких карт: Creative Sound Blaster Z. В том числе она позиционируется и на геймеров. В нашем обзоре мы рассмотрим, насколько карта получилась лучше интегрированных решений, какие преимущества вы получите.

Характеристики Creative Sound Blaster Z
Сайт производителя Официальная страница Creative Sound Blaster Z
Цена Около 3,3 тыс. рублей
Поддерживаемые режимы вывода звука
  • Колонки стерео/2.1
  • Колонки 5.1
  • Наушники
Характеристики аудио
Выходной уровень (Full Scale)
  • Фронтальные каналы: 2Vrms
  • Наушники (33 Ом): 1.3Vrms
  • Наушники (600 Ом): 2Vrms
Макс. разрешение ЦАП
  • Фронтальные каналы: 24 бит, 192 кГц
  • Наушники (33 Ом): 24 бит, 96 кГц
  • Наушники (600 Ом): 24 бит, 96 кГц
Соотношение сигнал/шум SNR (20kHz Low-pass filter, A-Wgt), @ 24 бит, 96 кГц
  • Фронтальные каналы: 116 дБ
  • Наушники (33 Ом): >105dB
  • Наушники (600 Ом): >105dB
Частотная характеристика @ 96 кГц
  • Фронтальные каналы: от 10 Гц до 45 кГц
  • Тыловые каналы: от 15 Гц до 45 кГц
  • Центральный канал: от 10 Гц до 45 кГц
  • Наушники (33 Ом): от 10 Гц до 45 кГц
Частотная характеристика @ 192 кГц (только стерео)
  • Фронтальные каналы: от 10 Гц до 88 кГц
Интерфейсы
Разъемы на задней панели
  • Наушники
  • 1 x 1/8" мини-джек с усилением
  • 3 x 1/8" мини-джеки для колонок (до 5.1)
  • 1x TOSLINK — оптический выход
  • 1x TOSLINK — оптический вход
  • 1x 1/8" мини-джек (комбо) — линейный вход/вход микрофона
Интерфейс шины в ПК PCI Express x1
Разъем для подключения звуковых портов передней панели Одна 2×5-контактная гребёнка Intel HD Audio

Карта Sound Blaster Z — младшая в линейке «Z». Она имеет характеристики похуже, чем ZxR, но все равно обходит по качеству обычные звуковые чипы, встроенные в материнские платы. Карта SoundBlaster Z ничем не отличается от SoundBlaster Zx, но со второй в комплекте идет еще внешний модуль для регулировки звука со встроенным туда микрофоном (у модели SoundBlaster Z идет только отдельный микрофон. И там, и там микрофоны с фокусировкой луча).

Внешний вид

Печатная плата Creative Sound Blaster Z из черного текстолита закрыта красной металлической пластиной. Сама пластина довольно толстая и защищает чувствительные элементы от внешних электромагнитных излучений. На ней нанесены логотипы Sound Blaster и SBX Pro Studio. В пластине есть прозрачная вставка, через которую видно чип Sound Core 3D.

Подключается Creative Sound Blaster Z к шине PCI Express x1, дополнительного питания не требуется. Аналоговые интерфейсы Creative Sound Blaster Z имеют золотистый цвет. Всего их пять: один линейный вход, совмещенный с микрофоном, выход для наушников и три двухканальных выхода для системы 5.1. Есть оптические выход и вход TOSLINK, а также разъем (с противоположной стороны под металлической пластиной) для подключения звуковых портов на передней панели корпуса.

Аналоговые разъемы стандартные для компьютера — 3,5-мм мини-джеки, а не "тюльпаны" RCA. Всё же звуковая карта Creative Sound Blaster Z рассчитана на геймеров, а не на пользователей, профессионально занимающихся звуком.

В целом Creative Sound Blaster Z выглядит довольно привлекательно. Никаких люфтов нет, все сделано качественно, металлическая пластина создает ощущение защищенности и надежности. Красный светодиод постоянно горит во время работы и подсвечивает карту изнутри. Это решение должно понравиться пользователям с прозрачным корпусом.

Комплект поставки

В комплект поставки кроме самой Sound Blaster Z входят:

  1. Микрофон с фокусировкой луча Sound Blaster
  2. Краткое руководство пользователя
  3. Установочный компакт-диск, включающий драйверы для Windows, Creative Software suite, руководство пользователя

Стоит отдельно остановиться на микрофоне. Возможно, многие считают, что он не нужен и только увеличивает стоимость Sound Blaster Z, поэтому зря включен в комплект поставки. Но микрофон в комплекте поставки карты Creative не совсем обычный: он имеет две мембраны справа и слева, благодаря специальному ПО способен фокусировать «луч записи» и эффективно избавляться от посторонних звуков.

Мы узнаем, насколько хорошо он работает, в наших тестах, а пока можно лишь сказать о том, что микрофон удобен – благодаря своей форме его можно закрепить как на мониторе, так и под ним – микрофон будет направлен к вашему рту.

Установка программного обеспечения

Windows автоматически устанавливает драйвера Sound Blaster Z, но для реализации всех возможностей мы рекомендуем установить специализированное программное обеспечение от Creative: установить с диска, входящего в комплект поставки (обновления установятся автоматически) или скачать с сайта поддержки Creative последнюю версию драйвера.

Там же можно скачать дополнительные приложения, такие как Creative Smart Recorder и Creative WaveStudio, а также скачать руководство пользователя по началу работы.

Pro Studio

Панель управления Sound Blaster Z позволяет настроить звук для кино, игр и разговоров. Рассмотрим, насколько гибки эти настройки.

Во вкладке SBX PRO STUDIO можно включить различные «улучшайзеры» звука. Их действие можно проверить в реальном времени на тестовом ролике прямо в этом же окне.

Surround – включение объемного звучания и управление «уровнем погружения».

Crystalizer – функция обеспечивает более чистое звучание, звук действительно становится приятнее уху. Жаль только что это получается просто за счет изменения настроек эквалайзера, а именно выделением высоких и низких частот, "грязные" средние частоты заглушаются.

Bass – выделение низких частот. При подключении системы с отдельным сабвуфером можно установить частоту разделения для передних динамиков, тем самым избежав подачи низких частот на фронтальные колонки.

Smart Volume – позволяет избежать резких перемен в громкости. Например, если в фильме после диалога происходит относительно слишком громкий взрыв. Можно выбрать поддерживать громкость на нормальном, громком или тихом уровне.

Dialog Plus – определяет частоты голоса и улучшает их качество в воспроизводимом звуке. Позволяет повысить разборчивость диалогов.

Настройки вкладки Crystal Voice отвечает за качество записываемого с микрофона звука.

  • FX – придание голосу различных оттенков и акцентов. Наиболее правдоподобными выглядят эффекты «Демон», «Пожилой» и «Карапуз».
  • Smart Volume – сохраняет громкость на выбранном уровне, обеспечивает четкое звучание без необходимости кричать или шептать
  • Noise Reduction – удаление шумов в записи.
  • Acoustic Echo Cancellation – удаление эхо в записи.
  • Focus – выбор угла захвата звука

Scout Mode — технология для геймеров, которая должна более чётко выделять звуки шагов и других шорохов противника, обеспечивая этим ваше преимущество.

Вкладка ДИНАМИКИ/НАУШНИКИ говорит сама за себя и позволяет выбрать устройство воспроизведения. В последней версии драйвера появилась возможность отдельно настраивать громкость для наушников и динамиков. К сожалению, нельзя вывести звук одновременно и на наушники, и на динамики, не говоря уже о том, чтобы выводимый на них звук был различным. Например, музыка через динамики, а разговор в Skype на наушники. Это было бы очень удобно, например, на вечеринке.

Во вкладке КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ можно выбрать кодировщик для звука: Dolby Digital или DTS Connect. Есть примечание, которое можете прочитать на картинке ниже.

Данный режим будет полезен, если у вас к компьютеру подключен внешний декодер DTS/DD с многоканальной акустикой. В таком случае звуковая карта может кодировать звук (например, в игре) и передавать на внешний декодер в закодированном виде.

МИКШЕР позволяет настроить громкость отдельно для разных колонок и громкость записи звука (отдельно для правого и левого канала). Поможет тем, у кого колонки стоят несимметрично.

В пункте ЭКВАЛАЙЗЕР можно настроить звук как вручную отдельно по частотам, так и выбрать одну из предустановленных настроек.

Во вкладке РАСШИРЕННЫЕ НАСТРОЙКИ можно только включить или выключить режим стереозвука на цифровом выходе.

В меню ПРОФИЛЬ выбрать один из предложенных профилей, загрузить, сохранить или экспортировать свой профиль.

Из PRO STUDIO можно перейти на сайт Sound Blaster или страничку Sound Blaster в Facebook, нажав на соответствующую иконку.

В целом панель управления получилась достаточно удобной и понятной. Новичку будет достаточно просто разобраться с ней. При наведении курсора на функцию или ползунок выводится подсказка о том, что меняется при включении данной функции или перемещении ползунка.

Sound Blaster Z в работе

Sound Blaster Z работает стабильно, драйвер тоже. "Вылетов" и зависаний за время использования не было обнаружено.

Большинство заявленных функций работают хорошо, но есть и такие, от которых мы ожидали большего.

Например, функция Surround. Она, конечно же, работает, но большой разницы по сравнению с интегрированной звуковой картой не ощущается. Встроенная звуковая карта выдает звук, у которого объёмный эффект не хуже — в данном отношении заметен прогресс за последние несколько лет. Всё же симуляция объёмного звука перестала быть "фишкой" дискретных звуковых карт, сегодня с ней справляются любые аудио-контроллеры.

Усиление низких частот, используя функцию Bass, работает ожидаемо, как и функция разделения частот.

Scout Mode действительно выделяет шаги и шорохи в игре, но вот их направленность ощущается слабо.

В остальном работа всех функций соответствует заявленному.

Больше всего порадовало устранение шумов. Они исчезают полностью, а не просто заглушаются.

Кстати заявленное усиление для наушников с большим импедансом действительно помогает. Любые наушники, подключенные к этой звуковой карте, звучат громче.

Мы не используем специализированное оборудование для измерения качества звука, поэтому все наши тесты сводятся к субъективным оценкам, которые приведены выше. Тестовые записи с микрофона вы можете прослушать сами и оценить качество самостоятельно.

Мы провели тесты записи с микрофона с выключением и включением функций во время записи

  • Общая проверка (включение всех функций Crystal Voice) — прослушать
  • Проверка FX — прослушать
  • Проверка Smart Volume — прослушать
  • Проверка Noise Reduction — прослушать
  • Проверка Acoustic Echo Cancellation — прослушать
  • Проверка функции Focus — прослушать

Все функции выполняют свое предназначение, разница заметна на слух, без использования специальных средств: Noise Reduction устраняет шум, Acoustic Echo Cancellation — эхо, а Focus действительно ослабляет звуки вне «клина записи».

Возможно, мы не поняли истинное предназначение Smart Volume, но разницы при включении функции не заметно. Тихий голос ощутимо не усиливается, а громкий не ослабляется.

Стоит отметить особенность функции Focus. Эта функция направлена на работу с голосом, поэтому она не всегда полностью "вырезает" музыку, которая звучит со стороны.

Заключение

Конечно, Creative Sound Blaster Z имеет характеристики значительно лучше обычных звуковых чипов, встроенных в материнские платы. Есть и множество функций, направленных на оптимизацию звучания. Но из-за прогресса интегрированных звуковых решений качество звука отличается не так сильно, как хотелось бы. Вряд ли обычные пользователи заметят разницу.

Впрочем, данная звуковая карта нацеливается больше на требовательных пользователей и геймеров. А для них здесь все сделано хорошо: Crystal Voice для комфортного общения в звуковых чатах, Scout Mode для получения преимущества в игре, специальные настройки звука для шутеров, гонок и стратегий. Есть поддержка Dolby Digital Live и DTS Connect, позволяющая проигрывать объёмный звук игры на домашнем кинотеатре. Вместе с настройками SBX Pro Studio можно получить хороший звук и при просмотре фильмов.

Не стоит забывать и про дизайн, который в данном случае просто отличный. Если корпус у вас оборудован окном, то наверняка понравится как стиль самой карты и подсветка. Качество сборки тоже не вызывает нареканий.

Качественный микрофон с направленной записью звука, входящий в комплект поставки, можно назвать дополнительным бонусом, его оценят те пользователи, кто желает записывать свой голос максимально чисто в условиях внешних шумов, например, в играх.

Все это, конечно, хорошо. Но цена Creative Sound Blaster Z составляет 3,3 тыс. рублей . Аудиофилы наверняка заплатят больше и купят профессиональную звуковую карту, а те, кому жалко денег, останутся довольствоваться возможности встроенных звуковых карт. Поэтому, наверное, компании Creative стоит немного сбавить цену, чтобы расширить целевую аудиторию пользователей Sound Blaster Z.

Преимущества Creative Sound Blaster Z :

  • Удобная и понятная панель управления Sound Blaster Z
  • Разнообразие функций (SBX Pro Studio, Crystal Voice, Scout Mode)
  • Гибкие настройки
  • Поддержка Dolby Digital Live и DTS Connect
  • Усиление наушников с большим импедансом
  • Дополнительные программы, такие как Alchemy (аппаратные эффекты в старых играх) и Creative Wave Studio (программа для записи и "нарезки" звука)
  • В последней версии драйвера появилась поддержка ASIO, протокола передачи данных с малой задержкой
  • Отличное качество записываемого с микрофона звука

Недостатки Creative Sound Blaster Z:

  • Высокая цена
  • Обычный пользователь не заметит разницы в звуке по сравнению с интегрированным решением
  • Нет возможности подключить систему 7.1

Компания Creative представила новые звуковые карты. С новой линейкой Z компания вновь нацелилась на игровой сегмент. В нашу тестовую лабораторию поступила как новая недорогая модель SoundBlaster Z, так и более дорогая топовая звуковая карта ZxR. В прошлом году , которая получала не всегда лестные отзывы, но менее чем за год Creative подготовила новые звуковые карты Z. Но насколько они окажутся хороши по сравнению с прямым конкурентом ASUS? Об этом мы поговорим в нашем обзоре.

В новой линейке вышли звуковые карты под названием Z, Zx и ZxR. Цены на них начинаются с 90 евро в Европе или 2,8 тыс. рублей в России за Sound Blaster Z, от 130 евро или от 4,5 тыс. рублей за Sound Blaster Zx, а покупка ZxR обойдётся в 250 евро в Европе , в России она еще не появилась (). Звуковые карты Z и Zx отличаются не платой, а дополнительным аксессуаром. В комплект поставки Zx входит настольный пульт управления с разъёмом подключения наушников, ручкой регулировки громкости и встроенным микрофоном. У топовой модели вы получите всё перечисленное, но дизайн звуковой карты был изменён, Creative установила более качественные преобразователи и предусилители, которые должны существенно улучшить качество звука. Кроме того, вместе с ZxR вы получите ещё одну плату с дополнительными интерфейсами.

Несмотря на улучшения, объявленные для звуковых карт Sound Blaster, "сердцем" у них по-прежнему является чип Soundcore 3D, который не всегда радовал качеством в прошлом. Creative провела оптимизации других компонентов, в частности, установила другие аналоговые/цифровые преобразователи по сравнению с 3D Recon, последствия этого шага мы оценим в наших тестах. Ниже приведены спецификации звуковых карт.

Технические спецификации Creative Soundblaster Z
Характеристика Значение
Цена от 90 евро в Европе
от 2,8 тыс. рублей в России
Соотношение сигнал/шум 116 дБ
24 бит/ 96 кГц
24 бит/ 192 кГц
Выходы Наушники, линейный выход, 3 x 3,5 мм аудио, Toslink
Входы Микрофон, Toslink
Интерфейс шины PCI Express 1x
Технические спецификации Creative Soundblaster ZxR
Характеристика Значение
Цена от 260 евро в Европе
Соотношение сигнал/шум 124 дБ
Аналогово-цифровое преобразование 24 бит/ 96 кГц
Цифро-аналоговое преобразование 24 бит/ 192 кГц
Выходы Наушники 6,3 мм, 2 x RCA, 2 x 3,5 мм аудио, Toslink (карта DBpro)
Входы Микрофон 6,3 мм, 2 x RCA (карта DBpro), Toslink (карта DBpro)
Интерфейс шины PCI Express 1x (с картой DBpro занимает два слота)
TPA6120A2 АЦП CA0132 CS5361 PCM4220 CS5381 Число каналов воспроизведения 5.1 7.1 5.1 7.1 Размеры, мм 125 x 125 170 x 70 170 x 125 170 x 125

реклама

Сразу бросается в глаза поддержка всеми картами SoundBlaster лишь 5.1 против 7.1 у моделей ASUS. Но зато элементная база у продуктов Creative (особенно ZxR) в целом лучше, да и единственный паспортный параметр – соотношение «сигнал/шум» выглядит крайне внушительно.

Для всех карт заявлен широчайший диапазон воспроизводимых частот и, разумеется, каждая поддерживает режим 192 кГц / 24 бита.

Методика тестирования

Стереосигнал выводился в режиме 16 бит, 44 кГц, 24 бита, 48 кГц и 24 бита, 192 кГц. В качестве устройства записи использовался профессиональный звуковой интерфейс E-MU 0404 USB.

Субъективное прослушивание

В ходе прослушивания к звуковым картам подключались профессиональные активные мониторы Dynaudio BM15A, а также наушники Sennheiser HD650 и Denon D2000. Последние в случае, если карта оснащена специализированным выходом для наушников (например, усиленным), подключались к нему.

Кроме прямых соперников, при субъективном прослушивании я сравнивал все платы с полупрофессиональной внешней картой E-MU 0404 USB. Как и все новые SoundBlaster, она оснащена усилителями для наушников. А значит, полноценное сравнение возможно и здесь. Ваш покорный слуга не мнит себя большим знатоком или завзятым аудиофилом, но кое-какие впечатления постарался сформулировать. Разумеется, лишь в дополнение к результатам объективных измерений.

SoundBlaster Blaster Z

Карты будем рассматривать по порядку – от младшей к старшей.

SoundBlaster Z поставляется в средних размеров картонной коробке. Последняя эффектно оформлена: золотые вставки на черно-красном фоне. На лицевой стороне через прозрачное окошко можно лицезреть саму плату.

Остальные грани коробки испещрены всевозможной информацией о продукте, причем большинство данных приводится сразу на нескольких языках. Есть среди них и русский.

А вот реальных технических характеристик производитель указывает немного. Да и ручки для переноски тут однозначно не хватает.

реклама

Внутри плата зафиксирована в мягкой пластиковой выштамповке.

В комплекте, кроме ожидаемой документации и диска с ПО – лишь микрофон Creative Crystal Voice.

Он неплохо оформлен, такой аксессуар приятно видеть в поставке звуковой карты. Лишь бы ее цену не увеличивал слишком заметно.

реклама


Сама аудиоплата, носящая индекс SB1500, хоть и выполнена в стандартном, а не низкопрофильном форм-факторе, довольно компактна – менее 13 см в длину.

реклама

Зато на ней удалось реализовать полный набор необходимых разъемов:
  • Два отдельных 3.5 мм mini Jack для микрофона и наушников;
  • Еще три – для акустики формата 5.1;
  • А также два цифровых порта.

Бо́льшая часть платы прикрыта металлическим кожухом, окрашенным в ярко-красный цвет. Увы, весьма сомнительно, что он как-то защитит чувствительные компоненты от наводок – с такой-то здоровой круглой дырой в центре. Да и для отвода тепла кожух ни с какими компонентами напрямую не контактирует (впрочем, последнее тут и не нужно – плата не требует внешнего питания и греется в работе крайне умеренно).

По всей видимости, кожух тут больше «для красоты». Для того же – и прозрачное окошко, через которое видно часть электронных компонентов и главную микросхему, прикрытую декоративной накладкой.

реклама

Под ней скрывается звуковой процессор Creative Sound Core3D (CA0132). Мы его еще не раз встретим в дальнейшем. Здесь он не только отвечает за все расчеты, но и выполняет функции АЦП и ЦАП-а для всех каналов, кроме передних.

Плата не слишком перенасыщена элементами: монтаж не такой плотный, как в топовых решениях. Но все же по последней моде среди звуковых карт для фронтальных каналов используется отдельный цифро-аналоговый преобразователь. В данном случае это старшая модель Cirrus Logic – CS4398. Таким же ЦАП-ом оснащены, например, ASUS Xonar D1 и многие продукты E-MU – очень достойно. В обвязке используются операционные усилители NJM2114 и 4556A . Их замена не предусмотрена: при желании это сделать, ОУ придется выпаивать.

Впрочем, для данного класса устройства их возможностей более чем достаточно.

реклама

Еще одна микросхема Creative – CA0113 – отвечает за работу с контроллером PCI-Express.

Сверху и снизу напротив процессора производитель установил светодиоды.

При работе они обеспечивают красную подсветку платы, а заодно и всех внутренностей системного блока.

реклама

Отключить их без потери гарантии не получится.

Вот, собственно, и все, что можно сказать про плату. Пора переходить к тестированию. Первым делом – результаты измерений.

Сравнивать будем с основным конкурентом Creative SoundBlaster Z на рынке – ASUS Xonar DX:

16 бит, 44 кГц:

реклама

Параметр Creative SoundBlaster Z ASUS Xonar DX
+0.09, –0.09 +0.01, –0.03
Уровень шума, дБ (А) –94.1 –96.3
94.0 96.2
Гармонические искажения, % 0.0026 0.0009
–87.1 –89.7
0.0049 0.0043
–93.9 –95.1
Интермодуляции на 10 кГц, % 0.0041 0.0046

24 бита, 48 кГц:

Параметр Creative SoundBlaster Z ASUS Xonar DX
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц – 15 кГц), дБ +0.06, –0.10
Уровень шума, дБ (А) –103.5 –113.4
Динамический диапазон, дБ (А) 103.7
Гармонические искажения, % 0.0028 0.0007
Гармонические искажения + шум, дБ(A) –88.2 –100.1
Интермодуляционные искажения + шум, % 0.0039 0.0010
Взаимопроникновение каналов, дБ –96.6 –97.6
Интермодуляции на 10 кГц, % 0.010 0.0009

24 бита, 192 кГц:

Параметр Creative SoundBlaster Z ASUS Xonar DX
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц – 15 кГц), дБ +0.01, –0.09 +0.00, –0.04
Уровень шума, дБ (А) –104.4 –113.2
Динамический диапазон, дБ (А) 104.5 113.0
Гармонические искажения, % 0.0028 0.0007
Гармонические искажения + шум, дБ(A) –88.0 –99.6
Интермодуляционные искажения + шум, % 0.0048 0.0010
Взаимопроникновение каналов, дБ –99.3 –96.8
Интермодуляции на 10 кГц, % 0.010 0.0010

Учитывая заявленные характеристики, можно было ожидать лучших результатов.

Если при измерении ASUS Xonar D1 я просто «уперся» в возможности записывающего тракта моей немолодой уже E-MU 0404 USB, то тут до соотношения «сигнал/шум» в 113 дБ не удалось дотянуться и близко. Впрочем, общая оценка RMAA «отлично» в 24-битных режимах 48 и 192 кГц говорит сама за себя. Creative SoundBlaster Z обеспечивает прекрасное качество звука, которого будет достаточно для абсолютного большинства даже весьма требовательных пользователей.

Это подтверждает и субъективное прослушивание. На студийных мониторах ценой в несколько тысяч долларов и в помещении с начальной аудиоподготовкой «услышать» разницу между Creative SoundBlaster Z и лучшими представительницами племени звуковых карт вроде E-MU 0404 USB, ASUS Xonar DX или топовой «развлекательной» платой той же линейки (ROG Phoebus) очень непросто. На самых сложных и насыщенных композициях возникает ощущение, что Creative SoundBlaster Z играет чуточку грязновато, и звуку не хватает детальности. Но желания сравнивать его с той же M-Audio Revolution 5.1 не возникает ни малейшего – и так понятно, что новинка играет лучше.

С выходом для наушников все не так просто. Видимо, использование того же ЦАП, пусть и через другую обвязку, сказалось. Качество воспроизведения в наушниках уступает фронтальному выходу. Конечно, при использовании с бюджетными и среднего уровня моделями разница не будет так заметна, но к звуковым картам за $100 наверняка присматриваются и многие обладатели дорогих качественных наушников. И они могут быть разочарованы ухудшением детальности и повышенным уровнем искажений здешнего специализированного выхода. А ведь могло быть очевидное преимущество над ASUS Xonar DX, которая наличием усилителя для наушников в принципе похвастать не может.

Сейчас же, увы, приходится констатировать пусть и небольшой, но проигрыш SoundBlaster Z своему основному конкуренту по главному параметру – качеству звука. И это при чуть более высокой стоимости. На момент написания обзора в московской рознице ASUS Xonar DX можно было купить менее чем за 2500 рублей, в то время как цены на новый продукт Creative только начинались от 3000 рублей. В дополнение к этому карта ASUS – низкопрофильная, и бывает не только с разъемом PCI-Express, но и со стареньким PCI. И большой вопрос – много ли народу в такой ситуации прельстится на больший функционал, длинный список поддерживаемых технологий, яркий дизайн, микрофон в комплекте и более удобный драйвер?

Что касается программного обеспечения, то о нем поговорим в соответствующем разделе. А тем же, кому важен комплект поставки, нужно обязательно посмотреть на следующую модель – SoundBlaster Zx.

Не так давно Creative выпустил на Recon3D со встроенными ЦАП и АЦП и совершенно другим процессором аппаратных эффектов. В сравнении с прошлым поколением карт на X-Fi и отдельных ЦАП и АЦП, новое поколение выглядело как шаг назад в своем развитии. В линейке Z на Recon3D вернулись отдельные микросхемы ЦАП и прочие внешние элементы, поэтому интересно выяснить, насколько стали интересны новые карты потребителю и насколько они конкурентноспособны на рынке сегодня.

В линейку Z входит три карты, Z, Zx и ZxR . Первая уже пришла на тест, в то время как оставшиеся еще в производстве (вероятно из-за внешнего модуля с ручкой громкости, которые ).

Creative SoundBlaster Z младшая карта в линейке и соответственно дешевле остальных вариантов. Из интересных особенностей, в комплект входит специальный микрофон, позволяющий настраивать ширину луча приема сигнала. В старших моделях используется отдельный блок регулировки громкости с разъемами под наушники и микрофон. В аппаратную начинку карты входит ЦАП CS4398, использующийся в E-MU1212m, E-MU1616m, Creative X-Fi Elite Pro, Asus Xonar D1, Asus Xonar DX и AUZEN X-Fi Forte 7.1. Creative SoundBlaster Z сделана по концепции трех последних перечисленных карт, высококачественный ЦАП установлен только на фронтальный выход, а прочие каналы обслуживают ЦАП среднего класса. Такой подход позволяет снизить цену за продукт и получить наиболее приятное соотношение цена/качество.

Creative SoundBlaster Z будет интересен в первую очередь тем, кто не озабочен моддингом карты в виде смены ОУ, как в и кто ориентирован в первую очередь на стерео звук. В качестве приятного бонуса, у карты продвинутые возможности для общения skype и геймерских возможностях для он-лайн игр. К огромному сожалению, аппаратный звук на сегодняшний день практически мертв, и соответственно у продуктов Creative SoundBlaster на Recon3D упразднен блок с аппаратными эффектами (или проще говоря, то что умели делать Creative Live, Audigy и X-Fi убрали, а в замен добавили другие аппаратные эффекты).

Т.к. пока еще есть игроки под старые игры, требующие аппаратный звук, новая линейка получает негативные отзывы в виде «это шаг назад» и «лучше покупать старые X-Fi карты» и в целом резон в этом есть. Но с другой стороны, Recon3D то же есть что предложить интересного на сегодняшний день и никто не запрещает держать две карты в одном компьютере, тем более что несколько младших X-Fi содержит на борту цифровой оптический выход и никто-то не мешает их подключить к любой карте SoundBlaster серии Z и воспользоваться более качественным звуком от продвинутых конвертеров. К большому сожалению, ASUS при выпуске своих продуктов не учли важность подобных связок и их топовые карты STX и ST не имеют цифровых входов. В следующей реинкарнации в топовых картах ASUS цифровой вход должен будет появится, этот вопрос обсуждался с .

Внешний вид Creative SoundBlaster Z


У карты SB Z есть линейный вход, совмещенный с микрофонным, один выход под наушники и три стерео выхода, отвечающий за многоканальный звук в 5.1.

Цифровой вход и выход только оптические. Надо отметить, что наличие цифрового входа для карты является плюсом и это упускают в картах от ASUS верхней категории.

Кожух у карты сделан из толстой металлической пластины, которая массивнее аналогичных в ASUS ST/STX.

Комплектация Creative SoundBlaster Z


В комплектацию входит сама карта, внешний микрофон и диск с мануалом. На диске есть подробная инструкция по карте на русском языке. Надо сказать, что такая инструкция существенно сокращает время, протраченное на знакомство с функциями карты, не надо долго гадать, какая кнопка или рычажок что делает, как это было в X-Fi картах. За подробный и понятный мануал следует поставить огромный плюс.

Аппаратная часть Creative SoundBlaster Z


Creative долго шла в развитии аппаратного ускорения звука, однако выход новой ОС и возможно не лучшая политика с поддержкой в развитии игровых подсистем на сегодняшний день положили конец тому аппаратному звуку, к которому многие привыкли. Соответственно нет необходимости в специальном мощном DSP, который бы позволял получать как высокого качества звук, так и снижать нагрузку на CPU.

Однако продавать продукт с огромным мега процессором, с горячим радиатором (где и пропеллер не лишний) гораздо проще. Потребитель быстрее понимает, за что платит деньги. Век «нанотехнологий» сказывается на размерах микросхем и их тепловыделении, что в свою очередь не согласовывается с их внешним видом - Recon3D представляет собой относительно миниатюрную микросхему. Можно конечно учесть, что Recon3D не такой мощный как X-Fi и у него маловат DSP, но и выпусти X-Fi сегодня, как он то же был бы по габаритам скромнее.

Четырехядерность в данном случае, это или кривой перевод, или такая подача информации от маркетологов для самых малограмотных покупателей.

Recon3D объединяет в себе АЦП, ЦАП, содержит несколько аппаратных эффектов, вроде системы шумоподавления и обработки голоса. Этот чип теперь можно использовать как во внутренних картах, так и во внешних звуковых картах или вообще в других устройствах. К примеру Creative CA0132 используется в материнской плате Gigabyte G1.Sniper M3.

За связь с шиной отвечает отдельный контроллер. Там же находится и кварц. Любопытно, что он матовый и темный, как и у нового продукта s. Несмотря на то, что кварц один, карта одинаково хорошо работает в режимах 44 и 48 кГц, синтезируя необходимые частоты. Специально для тех, кто застрял в прошлом веке и верит, что качественно могут работать только те карты, у которых есть 2 кварца с частотами кратных 44 и 48 кГц, стоит обратить внимание на то, что сегодня синтез частот достиг более высокого уровня. В случае с одним кварцем необходимая частота синтезируется без каких-либо SRC алгоритмов для звуковых потоков. Т.е. раньше делался пересчет контента в другую частоту, а ЦАП звуковой карты работал на частоте, кратной от частоты кварца. Сегодня же производится синтез самой частоты, и контент, подаваемый на ЦАП не меняется.

В продуктах X-Fi переход на один кварц прошел гладко, чего нельзя сказать о продуктах от ASUS, где синтез частот кратных 44.1 привел к более высокой шумовой полки. Если уровень шумовой полки получается разным для частот 44 и 48 кГц, то можно говорить о недостаточно хорошем синтезе, однако в случае Creative SoundBlaster Z шумовая полка одинакова для обоих режимов по результатам наших измерений.

Для фронтальных каналов используется CS4398. На текущий момент, это старший ЦАП у Cirrus Logic. Он используется в MU1212m, E-MU1616m, Creative X-Fi Elite Pro, Asus Xonar D1, Asus Xonar DX и AUZEN X-Fi Forte 7.1. К слову, он используется в .

Основными конкурентами для Creative SoundBlaster Z станут Asus Xonar D1 и Asus Xonar DX, из-за схожей идеологии использования качественного ЦАП для фронтальных каналов и более гуманной цены.

Через пару-тройку лет CS4398 скорее всего будет вытесняться новыми ЦАП с 32-битной архитектурой, вроде PCM1795 как в ASUS Xonar Esenses One или ES9018, как в Audiolab M-DAC/ .

Рядом с ЦАП расположен SPDIF ресивер CS8416.

Вероятность того, что потенциальные покупатели 100-200 долларовых карт смогут услышать кардинальные перемены при переходе на новые 32 битные ЦАП маловероятна, для таких устройств необходим продвинутый тракт. Но сама по себе тенденция в развитии продуктов на принципиально новый качественный уровень радует.

Так же развивается и рынок наушников, где есть возможность услышать разницу между качеством реализации старших ЦАП-ов на наушниках разумной ценовой категории. Если для тракта с АС стоимость в $1000-2000 относительно небольшая, то среди наушников это достаточно высокий уровень. В целом, успех ASUS с картами ST и STX во многом обязан именно упору на хорошую реализацию выхода для наушников. В Creative X-Fi Titanium HD же сделали упор на линейные входы и выходы.

Creative делает упор в первую очередь на геймеров и постоянно находится на шаг позади для рынка аудиофилов. Этим в свою очередь воспользовался ASUS и первым выпустил стерео карту с выходом на наушники, а так же Asus Xonar D1, Asus Xonar DX с качественным ЦАП только на фронт. Подобное ждали от Creative, но вместо этого всегда существовала лишь одна карта в линейке за не гуманную стоимость, а промежуточные модели содержали на борту те же ЦАП-ы, что и младшие решения. С появлением серии Z ситуация меняется, но решение уже не ново, и по этому огромного восторга не вызовет, особенно в свете кончины EAX технологий и проработанных решений от конкурентов.

Работа аппаратных эффектов SoundBlaster Z

В плане аппаратных эффектов есть два актуальных вопроса, насколько хорошо справляется карта со старыми функциями против X-Fi и что дают новые аппаратные эффекты?

Сравнение звука в старых играх будет в отдельном материале (тесты требуют времени и соответственно нет смысла задерживать основной обзор). Рассмотрим новые фишки карты.

Что нового из эффектов в Recon3D

  1. Система шумоподавления
  2. Система изменения голоса
  3. Система настройки ширины микрофонного луча
Новые игровые функции Recon3D в первую направлены на он-лайн игры, где игрок общается с другими геймерами по Skype или любой другой системе голосовой связи.

Очень забавно, что технологии системы шумоподавления и ширины микрофонного луча рассчитаны и для начинающих музыкантов, которые могут сделать запись с акустического инструмента и выложить видеоролик в Youtube или соц. сеть и предлагается это сделать исключительно со штатного микрофона.

Вначале возникла идея, что было бы полезно иметь возможность сделать запись с качественного АЦП и после этого сделать обработку записи с помощью аппаратных ресурсов карты или почему бы не позволить работать шумодаву при воспроизведении роликов с Youtube? Но к сожалению, выбора внутренних источников не предусмотрено.

Система шумоподавления сильно глушит низкие и высокие частоты, и лишь при наличии средних частот «распознает речь» и соответственно «пропускает». Если с системой шумоподавления просматривать видео, то речь будет выдираться отрывками. Возможно, если было бы больше гибких настроек, то использование шумодава для внутренних источников имело бы смысл, однако в текущей реализации наиболее адекватная работа возможна лишь с микрофоном, при записи музыкальных инструментов и голосовой связи. Будет интересно посмотреть на развитие гарнитур от Creative с системами активного шумоподавления, изначальные технологии выглядят очень интересно.

Система с настраиваемой шириной микрофонного луча работает эффективно в горизонтальной области и является наиболее интересной и эффектной фишкой. Фактически, вы можете включить колонки сбоку и звук будет эффективно вырезан!

Система обработки голоса не только меняет тональность, но и по-разному растягивает гласные звуки, что придает совершенно другой акцент. Геймерам обязательно понравится.
В плеере Foobar2000 при выборе WASAPI можно выбрать как 24, так и 16 бит. Поддержка ASIO обещается позже через обновление драйвера.

В комплекте не поставляется дополнительные программы в виде аудиоредактора, медиаплеера и проигрывателя DVD-Audio. Этому вряд ли кто-то огорчится, т.к. бесплатных аналогов полно, а DVD-Audio плеер не отображал графическую информацию.

Тем не менее, автоматическое обновление нашло WaveStudio, и не исключено, что со временем появятся и другие программы, входившие в комплектацию X-Fi.

Среди эффектов теперь нет возможности накладывать на звук различную среду и не осталось никаких упоминаний EAX. В то же время, в мануале есть подробное руководство по настройке Alсhemy.

В официальном видео ролике можно посмотреть общие моменты

Звучание Creative SoundBlaster Z

Оценка тракта ЦАП


В тракте использовался высококачественный усилитель Technics SE-A5, относящийся к Hi-End моделям, с измеренным уровнем искажений не выше 0,001 % на средней мощности. В качестве мониторов выступили акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Такой же низкочастотный динамик используется в ADAM S2.5A, а аналогичный высокочастотный динамик в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется на «качество = цена», стоимость аналогичных пассивных мониторов на аналогичных комплектующих составит примерно $2000-2500 пара. Стоимость усилителя на поправку инфляции - $1500. Импеданс АС составляет 6 Ом.

Прослушивание проводилось в режиме слепого теста. Все источники были приведены к единому уровню с разбросом не более сотой доли децибела. За переключение источников отвечал отдельный коммутатор на галетном переключателе с индивидуальной подстройкой громкостей.

Когда тест проводится зрячим методом, и более того, с не отрегулированными уровнями, то большую погрешность в результат вносит как разное психоакустическое восприятие звука на разных громкостях, так и самовнушение (зачастую от вида ценника или предпочтений от марок).

Дополнительно для оценки уровня искажений использовались электростатические наушники KOSS ESP 950 с комплектным усилителем E/90 (стоимость комплекта - $1000).

В противовес SoundBlaster Z использовался профессиональный интерфейс E-MU 1616m и ASUS Essence One MUSES и . Звуковые карты E-MU серии «m» (mastering) являются своего рода первой ступенью Hi-End, где более высокое качество оборачивается существенным повышением цены за устройство. В то же время эти карты обладают относительно невысокой стоимостью и за счет этого получили широкую популярность (особенно карта E-MU 1212m). Сравнение с этими продуктами так же удобно, с одной стороны звучание карт «m» серии многим известно, а с другой стороны именно эти карты рассматриваются в противовес новым продуктам.

Качество звучания SoundBlaster Z лишь едва заметно уступает 1616m. Это выражено в чуть более упрощенной сцене на уровне нюансов. В большинстве случаев различить вслепую 1616m и SoundBlaster Z было очень затруднительно. Различия между SoundBlaster Z и One MUSES с ST выражены в большей степени, чем с 1616m. Это говорит о хорошей реализации потенциала ЦАП CS4398 и SoundBlaster Z можно смело рекомендовать на роль качественного источника.

Выход для наушников SoundBlaster Z

Выход для наушников обслуживается так же CS4398, но через другую обвязку ОУ. Это рождает вопрос о целесообразности использования данного выхода по прямому назначению или обзаводится отдельным усилителем для наушников и подключать его к фронтальному выходу.

Уровень качества фронтального выхода и выхода для наушников дополнительно оценивалось через электростатические наушники KOSS ESP 950, где к выходам SoundBlaster Z подключался комплектный усилитель для электростатических E/90.
Выход для наушников немного уступает по детальности фронтальному и звучит более крикливо и синтетически, но не настолько ужасно, что бы стать узким местом для бюджетных моделей наушников. Тем не менее, для наушников ценовой категории выше $100 стоит задуматься об использовании отдельного усилителя для наушников, подключенного к фронтальному выходу.

Тест технических параметров SoundBlaster Z

Технический тест ЦАП SoundBlaster Z

Отчет RMAA PRO
Creative SonudBlaster Z - RMAA PRO
частота дискретизации
44 кГц
48 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ
+0.01, -0.04 +0.01, -0.04
Уровень шума, дБ (А) -116.5 -116.4
Динамический диапазон, дБ (А) 116.5 116.4
Гармонические искажения, % 0.0008 0.0007
Интермодуляционные искажения + шум, % 0.0010 0.0010
Взаимопроникновение каналов, дБ -114.8 -113.9



По паспортным данным, соотношение сигнал/шум составляет 116 дБ, наши измерения подтверждают это, по результатам теста в RMAA с помощью E-MU1616m показали 116.5 дБ, что даже чуточку выше декларируемых данных.



Спектр гармонических искажений теоретически не самый идеальный, но при этом гармоники высших порядков находятся ниже 130 дБ. При таких низких уровнях спектр искажений дает мало данных о субъективном качестве звучания.



Выход для наушников и фронтальный выход отличаются только графиком интермодуляционных искажений.



Выход с Recon3D (тыловой выход) обеспечивает уровень сигнал/шум около 103 дБ и демонстрирует больший уровень искажений, где основной вклад дают 2-я и 3-я гармоника. Остальное тонет в шумах.

Тест SPDIF выхода показал корректную передачу цифрового потока, каких-то нареканий к передачи данных не возникло. Аналоговый линейный вход показал посредственные характеристики и за ним стоит оставить лишь запись сигнала с микрофона.

Технический тест усилителя для наушников SoundBlaster Z

Общие результаты тестирования в RAA

Итоги

Качество звучания со стерео выхода находится на высоком уровне, а для качественного звука в наушниках не помешает отдельный усилитель.

Основными конкурентами для SoundBlaster Z станут Asus Xonar D1 и Asus Xonar DX, из-за схожей идеологии использования качественного ЦАП для фронтальных каналов и более гуманной цены. D1 и DX больше подойдут тем, кто хочет в минимальный бюджет получить качественный стерео источник, в то время как SoundBlaster Z в большей степени интересен игроманам он-лайн игр, за счет расширенных возможностей специального микрофона и так же высокого качества со стерео выхода. Если технология изменения голоса пригодится только в играх, то возможности системы шумоподавления и регулировки угла луча от микрофона пригодятся всем, кто использует Skype. Подобный микрофон с аппаратной обработкой пришелся кстати бы любому ноутбуку и производителям ноутбуков стоило бы присмотреться к такой технологии.

Со стороны Creative отличным шагом станет выпуск карты Z без комплектного микрофона за более скромную стоимость, иначе те, кому не нужна голосовая связь, обратят внимание на аналоги от ASUS. Либо через какое-то время стоимость карт снизится и микрофон с сопутствующими технологиями будет рассматриваться как приятный бонус (что тоже очень вероятно).

Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter . Это не требует регистрации. Спасибо.