Обзор беззеркальной камеры olympus pen f. Обзор беззеркальной камеры Olympus PEN-F: уроки истории. Основные технические характеристики OLYMPUS PEN-F

Создать компактную DSLM-камеру, которая сможет соперничать с камерами смартфонов - непростая задача. Даже если качество изображения будет намного лучше, большинство предпочтут телефон. Но, такие камеры выпускаются и относятся к классу Micro Four Thirds. Они занимают небольшую часть рынка, нравятся блогерам и путешественникам. Одной из таких является Olympus PEN E-PL9 - компактная беззеркалка со сменными объективами 4/3.

Стоимость PEN E-PL9 составляет 599$ (39 800 р.) только корпус и 699$ (46 500 р.) в комплекте с 14-42-мм объективом. Эта камера в основном ориентирована на любителей Instagram, которые находятся в поиске качества изображения и больших возможностей для оформления снимков. Вы можете порекомендовать её своим друзьям, но захотят ли они ей пользоваться? Давайте выясним.

Если камеры можно было оценивать только взглядом, Olympus PEN E-PL9 получила бы 9,5 баллов из десяти. Физические изменения по сравнению с E-PL8 минимальны, однако, новый захват даёт небольшое эргономическое преимущество. Обзорная модель покрыта белой искусственной кожей, но доступны и версии коричневого и чёрного цвета, а также специальная синяя. Конечно, красивая камера не означает, что она создаёт красивые картинки, но, это один из факторов который заставит некоторых использовать устройство.

Корпус PEN E-PL9 выполнен с использованием металлической конструкции премиум-класса, однако, она не выглядит так изящно как фотоаппараты серий PEN-F, OM-D E- M5 или E-M1. Что ещё более важно, корпус E-PL9 не имеет какой-либо степени защиты, придётся подумать дважды, прежде чем использовать её под дождём.

Новое в Olympus PEN E-PL9 - это встроенная всплывающая вспышка. Она складная и внерабочем положении скрывается внутри корпуса, это не увеличивает габариты, поскольку исключает необходимость установки внешней вспышки. Более интересным является то, что эта вспышка позволяет управлять одновременно тремя дополнительными, беспроводными вспышками, находящимися рядом, что большое преимущество для камеры начального уровня.

Характеристики фотокамеры

Дисплей на PEN E-PL9 остался неизменным - 3 дюймовый ЖК-экран способен наклоняться только на 90 градусов вверх и на 180 градусов вниз, для селфи. Дисплей очень чувствительный и отзывчивый при касании.

В новом Olympus PEN E-PL9 используется 16-МП матрица Live MOS и процессор TruePic VIII - как и в модели E-M10 Mark III линейки O-MD. Однако если в E-M10 III работает пятиосевая стабилизация изображения на сдвиге матрицы, то в E-PL9 - трёхосевая. Система автофокусировки тут контрастного типа, с распознаванием лица и глаз.

Для получения более быстрых результатов можно включить сенсорный затвор, который будет фокусироваться и делать снимок одним нажатием на экран. Это действительно полезная функция, хотя я предпочитаю фокус и затвор использовать раздельно.

Пользовательский опыт

Olympus PEN E-PL9 - это идеальная фотокамера для дневных прогулок. Можно положить её в карман куртки или маленькую сумку, и вы не будете чувствовать её вообще. Время автономной работы тут рассчитано на 350 снимков, что мало, однако, для моих экскурсий хватало вполне. PEN E-PL9 отлично подходит для уличной фотографии, особенно с компактным объективом.

Люди, имеющие хотя бы мимолётный интерес к фактическому обучению фотографии, должны будут вкладывать средства в покупку сменных объективов, E-PL9 тут будет идеальной моделью лишь для начинаний. Проблема здесь заключается в том, что устройства не оставляет места для роста пользователя в сфере фотографии, так как больше предназначена для съёмки в автоматическом режиме. Некоторые люди, несомненно, оценят это, но большинство просто будут придерживаться своих смартфонов.

Качество фото

Несмотря на то что Olympus PEN E-PL9 не оснащена новейшими технологиями, с помощью высококачественного объектива, можно получить отличные результаты. Тем не менее придётся мириться с присущими ограничениями системы микро 4/3, которые физически меньше, чем APS-C и полнокадровые сенсоры, устанавливаемые в другие беззеркалки.

Даже в базовом ISO 200, изображения имеют заметное количество шума в тенях. Это не видно при загрузке снимков в социальные сети, но если вы захотите просмотреть фото на мониторе, это одна из областей, где больший сенсор будет более предпочтительнее. Однако, для крупного сенсора потребуется более крупный корпус и оптика. Принимая во внимание преимущество размера системы 4/3 и встроенную стабилизацию изображения, получить хорошую фотографию на E-PL9 довольно просто.

Как и в случае с другими камерами здесь также есть множество сцен и режимов для творческих эффектов. Высокий динамический диапазон (HDR) и панорамные режимы работают очень хорошо и могут быть весьма полезными. Реализация HDR от Olympus приятно сдержана, что даёт низкоконтрастные JPEG, которые отлично подходят для редактирования. Кроме того, на циферблате режимов есть положение AP (расширенное фото), оно представляет собой автоматизированные версии передовых технологий, как брэкетинг фокусировки и множественные экспозиции.

Качество видео

Что касается записи видео, PEN E-PL9 может снимать 4K со скоростью 24 или 30 кадров в секунду. Картинка выглядит заметно лучше, чем 1080p на других камерах начального уровня, в том числе на Canon EOS M6, и многим это очень понравится. Устройство также предлагает два режима стабилизации при съёмке видео. По умолчанию используется гибрид сенсор-сдвиг и электронная стабилизация изображения (EIS), в то время как второй применяет только датчик-сдвиг. EIS слегка обрезает изображение, поэтому я рекомендую использовать его только для съёмок, где стабильность EIS не важна. Если вы используете штатив, стабилизацию лучше полностью отключить.

Альтернативы Olympus PEN E-PL9

Для новичков в этом диапазоне есть несколько достойных камер, но ни одна из них не предлагает стиля и производительность E-PL9.

Olympus E-M10 Mark III - по существу, та же камера, что и E-PL9, но с электронным видоискателем, более совершенной компоновкой управления и пятиосевой стабилизацией. Конечно, E-M10 Mark III не такая компактная, как E-PL9, но вы не получите таких интересных вариантов цветов корпуса, но это будет лучшее капиталовложение.

Итог

Olympus PEN E-PL9 - это компактная, быстрая и простая в эксплуатации камера, которая отлично подойдёт для тех, кто готов окунуться в мир сменных объективов. В качестве модели начального уровня тут нет претензий, но назревает логичный вопрос: захотят ли люди пользоваться этим устройством?

Это довольно компактная камера для съёмки путешествий, детей, домашних животных и любой другой случайной фотографии. Я надеюсь, она найдёт свою аудиторию.

Стоит ли покупать?

Для любительских фотографий PEN E-PL9 - отличный вариант, но начинающим энтузиастам стоит поискать аппарат получше. Устройство хоть и отличается простотой использования для новичков, но, как это ни парадоксально, эта простота делает её болезненным разочарованием для продвинутых пользователей.

Если вы хотите приобрести камеру без излишеств, которая в 90% случаев будет работать автоматически, вам понравится E-PL9.

Преимущества Olympus PEN E-PL9


Нынче путешественник без фотоаппарата - все равно что едок без ложки. Правда, голодному можно есть и без приборов, руками, а вот как спокойно «употреблять» пищу для ума и сердца - дивные красоты, прелести земли, неба и воды, - если нечем сделать фотоснимок, а таланта рисовать карандашом или писать маслом не даровано от природы? В общем, путешественнику без камеры, как говаривал Полиграф Полиграфович Шариков, «строго воспрещается существовать»…

Для полевых испытаний мне передали фотокамеру Olympus PEN-F и объективы для нее, перекрывающие весь диапазон требующихся на практике фокусных расстояний, от 24 мм до 300 мм (в эквиваленте системы 35 мм). Это два зума, «штатный» Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro и телевик Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, а также более светосильный эквивалент столь любимого фотографами «полтинника» (фокусного расстояния 50 мм для кадра 24×36 мм) - Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8.

Воспоминание о шестидесятых

Стандарт Four Thirds был разработан Olympus совместно с Eastman Kodak, первоначально для цифровых зеркальных камер, и назван по размеру используемой матрицы (4/3 дюйма по диагонали). В 2008-м Olympus и Panasonic анонсировали Micro Four Thirds (MFT), уже для беззеркальной цифровой фототехники.

Матрицы MFT по площади вчетверо, а по ширине в два раза меньше полнокадровых. Поэтому масштаб изображения, формируемого на них оптикой, вдвое больше, то есть кроп-фактор равен двум. Это означает, что объектив с фокусным расстоянием 25 мм становится эквивалентным объективу 50 мм на полнокадровой системе.

Olympus PEN-F - цифровая инкарнация в стандарте MFT первого в мире «полукадрового» однообъективного зеркального фотоаппарата эпохи пленочно-бумажной фотографии, впервые анонсированного в 1963 г. Пленочный PEN-F создавал изображение вполовину меньше обычного (24×18 мм, а не 24×36 мм), и на стандартной пленке можно было поместить вдвое больше снимков (72, а не 36). В отличие от современных камер MFT, кроп-фактор ветерана составлял 1,45, и «штатный» объектив Olympus F. Zuiko Auto-S 38mm F1.8 был эквивалентом 55-миллиметрового объектива для полнокадровых зеркалок, а Olympus G. Zuiko Auto-S 40mm F1.4 - 56-миллиметрового.

Многие источники указывают на то, что дизайн новой камеры якобы вдохновлен Olympus PEN-F образца 1963 года. Пожалуй, если речь идет о форме и размерах корпуса, то это так. Но общая компоновка и расположение органов управления у цифрового потомка не могут не отличаться.

Однообъективная зеркальная «полукадровая» фотокамера Olympus PEN-F, анонсированная в 1963 г., с объективом Olympus G. Zuiko Auto-S 40mm F1.4

Позволю себе провести другую связующую нить: ветеран был первым зеркальным фотоаппаратом с размером кадра вполовину меньше традиционного, и новая Olympus PEN-F, в соответствии со стандартом MFT, тоже обладает сенсором вдвое меньше кадра полного формата.

Приведем характеристики камеры Olympus PEN-F и по результатам наших измерений.

Наименование Olympus PEN-F
Дата анонса 27 января 2016 г.
Тип камеры Беззеркальная
Тип матрицы CMOS Micro Four Thirds (MFT, 4/3)
Кроп-фактор (коэффициент умножения фокусного расстояния для полного кадра) 2
Форматы изображения 1:1, 4:3, 3:2, 16:9
Эффективных пикселов матрицы 20 млн
Светоприемных ячеек матрицы 22 млн
Размер матрицы 17,3×13 мм
Очистка от пыли Ультразвуковой волновой мотор
Процессор TruePic VII
Диапазон чувствительности ISO 200-25600 (расширенная до 80)
Диапазон выдержек 1/8000-60 с (механический затвор)
1/16000-60 с (электронный затвор)
Форматы и размер кадра RAW (ORF), JPG 5184×3888 (10356×7776 в режиме высокого разрешения)
Уровни качества JPG Высококачественный, качественный, нормальный, базовый
Форматы и размер видео MPEG-4, H.264, Full HD 1920×1080, частота 60, 50, 30, 25, 24 кадров/с
Скорость серийной съемки 10 кадров/с
Стабилизация изображения внутрикамерная, пятиосевая, до 5EV
Автофокусировка Многозонная, центральная, точечная (с выбором местоположения), следящая, однокадровая, непрерывная
Ручная фокусировка Да
Число датчиков автофокуса 81
Диапазон чувствительности автофокуса от −2EV до +20EV
Тип дисплея TFT LCD
Размер дисплея по диагонали 3″
Число эффективных элементов изображения на дисплее 1 037 000
Сенсорный экран Да
Тип видоискателя Электронный
Покрытие кадра в видоискателе 100%
Увеличение изображения в видоискателе 1,23x
Разрешение видоискателя 2 360 000
Коррекция рефракции глаза от −4 до +2 диоптрий
Поле зрения 100%
Режимы съемки Приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим, 24 сюжетные программы
Встроенная вспышка Нет
Внешняя вспышка В комплекте
Режимы работы вспышки Автомат, подавление эффекта «красных глаз», заполняющая вспышка, медленная синхронизация по первой шторке, медленная синхронизация по второй шторке
Автоспуск (задержка) Да (2 или 12 с, по выбору)
Экспозамер Мультизонный, центрально-взвешенный, точечный, светлая зона, тень
Количество зон экспозамера 324
Компенсация экспозиции ±5EV с шагом 1/3EV
Экспозиционный брэкетинг ±5EV (2, 3, 5, 7 кадров с шагом в 1/3EV, 2/3EV, 1EV)
Брэкетинг баланса белого Да
Покадровая съемка с интервалами Да
Хранение отснятого материала SD, SDHC, SDXC
Интерфейс USB 2.0 (480 Мбит/с)
Выход HDMI Micro-HDMI
Вход микрофона Нет
Выход на наушники Нет
Беспроводная связь Wi-Fi 802.11b/g/n
Дистанционное управление Проводной пульт, приложение для смартфона
GPS Нет
Защита от пыли и влаги Нет
Батарея Литий-ионная BLN-1, отдельное зарядное устройство
Емкость батареи 1220 мА·ч (330 кадров)
Вес (включая батарею) 427 г
Размеры 125×72×37 мм
Средняя цена (без объектива) T-13415280

Думаю, что если с камерой нельзя разобраться за полчаса, то это серьезная проблема. Мне частенько приходится по нескольку раз в день переходить с одной системы на другую (доходило до четырех таких смен), поэтому эффективно работать с техникой, которая требует долгой адаптации и привыкания, совершенно невозможно. Но не таков Olympus PEN-F! В том смысле, что с ним все просто и понятно: взял в руки, вставил в слот карту памяти, отформатировал ее, выставил нужный режим и начал снимать, ни о чем не беспокоясь.

Поэтому я начал снимать сразу же после получения оборудования. Сел в такси и тут же сфотографировал водителя (c его любезного разрешения).

«Пожалуйста, пристегнитесь!» Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8, F1,8, 1/500 с, ISO 200 (передержка +1 экспозиционная ступень).

Честно говоря, эта фотография не пострадала бы ни на йоту, сделай я ее в черно-белом варианте, причем как средствами самой камеры, так и при постобработке. Но все же начинать нужно с более целостной картины, каковая немыслима в черно-белом представлении, поэтому пусть здесь все остается цветным.

Детали лица проработаны отлично. Заметен хитрый прищур и озорной блеск в глазах водителя - или это я фантазирую? Передача оттенков кожи весьма хороша, полутона спокойные, с плавными переходами. Детали в светах сохранены в значащих зонах кадра, исключая небо, которое, естественно, совершенно засвечено. Почему «естественно»? Да потому что в настройках камеры нарочно установлена передержка +1, чтобы при съемке в контровом свете проработалось лицо, а иначе оно «провалилось» бы в тень.

Приехал в офис. Друзья-коллеги предложили кофе, поставили на стол чашку. Вот он, кадр! - подумал я.

«Черный кофе». Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 30 мм, F2,8, 1/1000 с, ISO 200.

Между прочим, изображение здесь цветное. Просто таков был свет, чашка и поверхность стола, что на выходе получилось черно-белое фото. Самое ценное, что иллюстрирует этот снимок - мягкие, плавные светотональные переходы и неплохой динамический диапазон. Взглянем на стол в зоне резкости и отметим хорошую проработку фактуры поверхности с воспроизведением деталей как в ярких светах, так и в глубоких тенях.

Гуттаперчевый дисплей

Главное достоинство Olympus PEN-F с точки зрения эргономики и удобства для пользователя состоит в его дисплее, который не только дублирует изображение в видоискателе и дает возможность просматривать отснятое непосредственно на месте, но и позволяет визировать сцену при съемке в самых неожиданных ракурсах.

Начнем с того, что в обычных условиях меня тяготит само наличие дисплея перед носом во время съемки. Все время заботишься о том, чтобы случайно не ударить его, не заляпать прикосновениями кожи лица и рук и не оцарапать. У Olympus PEN-F дисплей можно откинуть влево, повернуть вокруг длинной оси, перевернуть «лицом» к корпусу камеры и сложить в таком состоянии, надежно защитив от загрязнений и повреждений. Это очевидный плюс.

Olympus PEN-F с дисплеем, сложенным «лицом внутрь» и защищенным от повреждений и загрязнений

В традиционном, рабочем положении дисплей достаточно ярок даже на дневном свету и позволяет визировать без особых осложнений. Однако при съемке на открытом солнце он, разумеется, «слепнет», и тогда не остается иного выхода, кроме как приложить все-таки глаз к видоискателю (чего так не любят делать некоторые современные фотолюбители).

Дисплей Olympus PEN-F в рабочем состоянии позволяет визировать при не слишком ярком дневном освещении

В особых случаях можно задействовать все возможности дисплейного крепления, которое позволяет ориентировать его в любом самом причудливом положении. Позволяет не только снимать селфи (то есть автопортреты), развернув откинутый дисплей и саму камеру объективом к себе, но и фотографировать в буквальном смысле из-за угла, над головами окружающих или, наоборот, с низкой точки, опустив камеру к земле. Эта, если можно так выразиться, супергибкость конструкции камеры дает ей неоспоримое преимущество перед теми аппаратами, у которых дисплей лишен подвижности вовсе или поворачивается только вокруг поперечной оси.

Дисплей Olympus PEN-F в положении для съемки «из-за угла»

В стране полумесяца

Через полтора дня я уже был в Турции. Но из-за бессонной ночи в день перелета решил перед дальней дорогой денек отсидеться в городе с символическим названием Сиде.

Сиде, провинция Манавгат. Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, 150 мм, F2,8, 1/5000 с, ISO 200.

Неплохая иллюстрация возможностей системы по рендерингу цвета. На снимке мне нравятся синий, желтый и темно-красный цвета. А еще мне понравилось, как я построил кадр (в этом утверждении только доля шутки).

В запасе оставалось немного времени, и я занялся исследованием камеры, которой предстояло стать моим верным спутником в путешествии.

На вид и ощупью

Не могу не сказать, что органы управления расположены несколько непривычно. Недоумение вызывает выключатель, который сделан в виде колеса пусть и большого, но без какого-либо «отростка», поэтому пользоваться им не очень удобно. К тому же он расположен слева, а не справа. Когда убираешь камеру в рюкзак или сумку, можно легко сдвинуть это колесо-выключатель в положение «On» (включено). Разумеется, я виноват в этом больше, чем разработчики камеры, но в моих поездках это происходило постоянно, и винить одного себя я попросту устал.

Olympus PEN-F сверху

Сверху на камере имеются «горячий башмак» для подключения дополнительного оборудования, перед ним - отверстия стереомикрофона, селектор режимов съемки, кнопка спуска затвора, обрамленная рифленым кольцом управления выбором параметров (назначение зависит от режима работы), кнопка активации записи видео и колесо экспокоррекции. Последнее расположено крайним слева. Оно выступает за край корпуса, и его можно задеть так же легко, как выключатель, незаметно для себя введя экспокоррекцию.

Для выбора режима работы необходимо перед поворотом селектора нажать разблокирующую его кнопку сверху. Подобный принцип распространен в большинстве фотосистем, но мне кажется, что в нашем случае стопор был бы уместен также на выключателе камеры и на колесе экспокоррекции.

Olympus PEN-F сзади

Сзади расположены: дисплей, окуляр оптоэлектронного видоискателя, колесико его диоптрийной коррекции, функциональные кнопки 1 и 2 (Fn1, Fn2), колесо управления выбором параметров, профилированный упор для большого пальца правой руки, кнопки увеличения изображения, меню, информации, стирания, воспроизведения и пятипозиционный джойстик.

Мне непонятно, какими мотивами руководствовались разработчики камеры; во всяком случае, похоже, что удобство обращения с аппаратом у них явно отходило на второй план. Olympus PEN-F - камера весьма скромная по размерам, но на ней нет никакой ручки и даже утолщения для удержания в правой руке. Кое-что должен был бы предложить упор для большого пальца, но с ним у меня тоже возникали сложности. Во-первых, он расположен слишком низко, и для управления колесом экспокоррекции палец приходится смещать с упора вверх. Во-вторых, не только мизинец, но и безымянный палец моей правой руки не могут охватить аппарат и свешиваются вниз: им просто некуда деться.

Olympus PEN-F спереди

На передней панели слева от объектива вверху расположено колесико выбора творческих режимов съемки, слева внизу - кнопка предварительного просмотра, справа вверху - подсветка автофокуса и индикатор задержки автоспуска, справа внизу - кнопка разблокировки байонетного крепления объектива.

На мой взгляд, наибольший интерес и практическую ценность представляет селектор творческих режимов. С его помощью можно почти мгновенно активировать черно-белую съемку, а это очень удобно. Я решительно не согласен с теми коллегами, которые уверяют в бесполезности этого колесика на передней панели камеры. Еще раз повторю: это очень удобная деталь, которой я неоднократно пользовался по назначению.

Замок байонета справа от объектива - это тоже правильно и очень полезно. Я успел много раз убедиться, насколько удобно заменять объектив правой рукой, «взвесив» камеру в левой руке и нажав указательным пальцем на кнопку замка. В некоторых других системах такой замок располагается слева от объектива, и оперировать им не столь легко.

Olympus PEN-F снизу

На нижней панели камеры расположены отсек для батареи и слот для карты памяти, причем они соседствуют под одной крышкой. В центре, ближе к переднему краю, имеется стандартная резьба 1/4″ для крепления камеры на штативе.

Долина пещерных церквей

Мне предстояло провести неделю в Каппадокии - «прекрасной стране лошадей», как может звучать перевод этого слова со смеси греческого, арамейского и тюркского языков. Каппадокию отличают невероятно красивые природные ландшафты. Но еще важнее то, что эту землю можно справедливо именовать колыбелью христианства. Именно сюда из Рима, Синая, Сирии, Балканских земель бежали от преследователей своего учения те, кто уверовал в Воскресение.

Путешествие по Каппадокии было удобно начинать с Гюзельюрта - небольшого селения на горе у южных ворот ущелья Ыхлара. Кстати, «гюзель юрт» по-турецки означает «любимый дом». Ниже этого поселка, у подножия окрестных гор, расположена Монастырская долина - горная местность, полная древних церквей, человеческих жилищ, хлевов для скота, конюшен, мастерских и других помещений, которые частично занимают пещеры, а частично - залы, вырубленные в камне. Некоторые из них и доселе используются местным населением по назначению, например как склады, сыроварни и винодельни.

Для археологов тут непочатый край работы, ибо глубина «копания» предмета сильно хромает. А с датировкой построек дело обстоит и вовсе неважно: есть только разрозненные данные о том, что первые поселенцы появились здесь еще во времена неолита, затем стали обустраиваться фригийцы, а в I-IV вв. н. э. - «окапываться» древние христиане. Сначала они прятались в Каппадокии от Рима, потом от Византии, арабских завоевателей и Оттоманской империи.

Однако сейчас для меня все это имеет второстепенное значение. Важно другое: тут очень малолюдно, и никто не мешает планомерно и не торопясь исследовать и фотографировать. В этот раз я вообще не встретил в Монастырской долине ни одного человека. И еще: здесь очень интересно. Лазая по россыпям валунов и ползая по каменным ходам пещер, испытываешь такой восторг и наслаждение, будто вернулся в собственное детство.

Для съемок в здешних местах я пользовался исключительно «штатным зумом», причем только в максимально широкоугольном положении, то есть на фокусном расстоянии 12 мм.

У конца дороги. F2,8, 1/6400 с, ISO 200.

Прекрасная резкость и детализация на открытой диафрагме.

Хозяйственное помещение в обработанной пещере. F2,8, 1/25 с, ISO 250.

Отрадно сознавать, что автоматика очень сообразительна в деле установки параметров экспозиции. При исчерпании ресурса удлинения выдержки она не повышает чувствительность сразу вдвое (на одну ступень), а делает это аккуратно, долями ступени - в нашем случае до 250 единиц ISO.

Каменные ступени в пещерной церкви. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

Удачный пример хорошей проработки фактуры поверхности камня и мелких деталей растительности (слева внизу) при освещении дважды отраженным светом.

Взгляд наружу. F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

Обратим внимание не то, что пейзаж на открытом воздухе отработан безупречно. Превосходная детализация заметна и на паутине. Но очень важно, что матрице хватило динамического диапазона, чтобы показать детали на темных каменных стенах вокруг входного проема. А ведь могла бы и «завалить» все в черноту.

Скальная церковь Кёмюрлу («Угольная»). X век. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

Когда я впервые увидел это место, то почему-то вспомнил Минас-Тирит из Толкиеновской трилогии «Властелин колец». Вход в пещеру-преддверие расположен на высоте около полутора метров над поверхностью земли. В древности, вероятно, пользовались деревянной лестницей, которую убирали для защиты от непрошенных гостей. Теперь тут лежат несколько камней, но влезать внутрь все равно очень нелегко, особенно с рюкзаком.

Интерьер церкви Кёмюрлу («Угольной»). X век. F2,8, 1/25 с, ISO 400.

Пещеры церкви (три этажа!) были вырублены в скале в период иконоборчества и не содержат росписей. Однако внутри остались изображения мальтийского креста и более поздние надписи на греческом XIX века. Ме́ста во всех помещениях очень мало, едва хватает на то, чтобы развернуться.

Кроме Монастырской долины в окрестностях Гюзельюрта есть еще одно примечательное место - церковь Вознесения Господня. На самом деле, это не церковь, а монастырь с довольно большим двором. Но интереснее всего расположение этого памятника: на горе над речной долиной.

Монастырь Вознесения. X век. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 25 мм, F8, 1/640 с, ISO 200.

К монастырю Вознесения ведет горная дорога, вдоль которой тут и там стоят вот такие каменные гиганты. Это не причуда природы, а деяние человеческих рук: камни стоят, сложенные по два.

Отметим хорошую работу матрицы камеры, которая смогла воспроизвести мельчайшие детали в густой тени на камнях, и направимся в Газиэмир, подземный город, служивший, как и пещерные церкви, укрытием для древних христиан.

Город под землей

Подземный город Газиэмир. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 18 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

Это самый неглубокий город из подземных городов Каппадокии. Строго говоря, многие его помещения имеют собственный выход на поверхность, поэтому проще рассматривать его как совокупность пещер.

Здесь вполне подходящие условия для проверки возможностей камеры и оптики: большой перепад яркостей на открытом воздухе и внутри помещений, изобилие мелких деталей на поверхностях камня. Как видим, итоги тестовой съемки очень хороши: адекватно воспроизведена картинка снаружи и внутри помещения, в тенях и в светах много различимых деталей.

Вход в пещеры Газиэмира. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 12 мм, F2,8, 1/40 с, ISO 200.

Каменные диски, как тот, что мы видим на снимке, использовались во всех подземных городах Каппадокии в качестве дверей. Их закатывали в специальные ниши, перекрывая входы. Снаружи открыть такую «дверь» просто невозможно.

Нигде направо. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 17 мм, F2,8, 1/8000 с, ISO 200.

Есть в Каппадокии такой город. Особо интересного тут ничего нет, кроме самого названия. Правда, по-турецки оно читается «нийде». Меня это не соблазнило, и я повернул налево, в сторону Гёреме - города в самом центре этой заповедной земли, где предстояло провести семь дней.

Каменные чудеса

Еще всего час езды - и мы у цели. Вот вид с горной террасы от входа в наши апартаменты в гостинице «Нейчурлэнд Кейвз».

Долина Гёреме. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 12 мм, F8, 1/500 с, ISO 200. Панорама из 8 кадров, сшитая в Kolor Autopano Giga.

Это снято, так сказать, «с черного хода». Под нами внизу - ферма по разведению лошадей, а на заднем плане - древние пещеры, которые, как было сказано выше, местные обитатели продолжают использовать и сегодня.

Мы еще не отдохнули после долгого пути и обилия впечатлений, а очень хочется рассмотреть, что там, вдали, подробнее. Поэтому мы пока никуда не двинемся, а просто поменяем наш стандартный зум на телевик.

Каменные чудеса. Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro, 90 мм, F2,8, 1/6400 с, ISO 200.

Собственно, городок Гёреме, где мы поселились (точнее, его старая часть), представляет собой вот такой термитник: в горах вырублены пещеры, в которых расположены гостиницы, кафе, мастерские, склады и проч.

Хорошо работает телезум. Оценим высокую резкость (уже на открытой диафрагме) и приятные цвета. А закончим этот долгий первый день проводами солнца.

Несовершеннолетний зритель. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro, 17 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

В окрестностях Гёреме есть место, облюбованное туристами для созерцания закатов - это горное плато Актепе над Красной и Розовой долинами, которые расходятся отсюда в направлениях на Чавушин и Аванос. Место известное, и шустрые местные власти обложили доступ к этой площадке данью в размере три турецкие лиры с человека. Здесь мы попрощаемся с прошедшим днем.

Подсолнух отвернулся от кумира. Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8, F1,8, 1/10000 с, ISO 200.

Снимок в контровом свете, но камера и оптика хорошо проработали детали. Контраст, конечно, понижен, но намного меньше, чем того можно было ожидать.

Назавтра и в последующие дни я переполнялся впечатлениями: подземные катакомбы Деринкую и Каймаклы, город пещер в Монастырской долине, скальные церкви в Зельве и долине Ыхлара, созданные природой «домики фей» в долинах Гёрселид и Пашабаг, пещерные крепости Чавушин и Учхисар, заброшенные города Старый Гёре и Ибрахим-паша. А потом было путешествие в Коммагену - древнее царство конца II - начала I вв. н. э., от которого до нас дошли руины святилища Антиоха I на горе Немрут и каменные рельефы Арсамеи, столицы Коммагены, на вершине другой горы.

Я искренне надеюсь, что Olympus PEN-F и три объектива помогли сохранить часть моих впечатлений. По объективам будут опубликованы отдельные материалы, в которых можно будет оценить качество работы каждого из них по отдельности. А пока (ниже) - примеры их работы в общей галерее.

Итоги

Я работал камерой Olympus PEN-F в течение трех недель и получал при этом удовольствие. Она позволяет быстро реагировать на происходящее, не теряя возможности сделать снимок. У нее очень удачный дисплей, который можно установить в любом положении, в том числе для съемки в неожиданных позициях и с таких точек, с которых это невозможно сделать многими другими камерами.

Некоторые неудобства вызывают расположение и конструкция отдельных селекторов и переключателей, а также приспособление для удержания правой рукой (при учете необходимости одновременно оперировать органами управления).

Матрица, располагающая 20 млн светоприемных ячеек, позволяет делать снимки, которые можно отпечатать на бумаге размером до 40×30 см и даже больше, не жертвуя ни резкостью, ни контрастом.

Функциональность Olympus PEN-F весьма богата, причем не только в связи с наличием внутрикамерной стабилизации изображения, возможности фотографирования сериями, брэкетинга, экспокоррекции, но и благодаря большому набору сюжетных режимов, созданию фотопанорам, съемке видео Full HD (1920×1080 с прогрессивным сканированием).

Легкость и компактность фотоаппарата делают его необременительным в путешествиях и поездках, пеших и конных прогулках и многодневных походах.

Olympus PEN-F - современная камера высокого класса, которая по своим возможностям удовлетворит потребности не только фотолюбителя, но и профессионала.

Комплект в составе:

  • Olympus PEN-F,

прошел полевые испытания в сухом и влажном жарком климате, в каменистой пустыне, у моря, в горах на высоте до 3 км, в ущельях глубиной до 300 м, при избытке и недостатке естественного и искусственного освещения, на рассветах и закатах, в полдень и по ночам.

Вердикт: к фотослужбе в путешествиях годен.

Благодарим компанию Olympus за предоставленные для тестирования камеру и объективы

Сначала меня это забавляло, затем постепенно начало раздражать,
последние три дня это реально бесит уже. Каждый встречный и
поперечный при виде нового PEN-F таращится на него, словно первый
раз увидел фотоаппарат.

Каждый второй еще потом тянет к нему свои лапки и норовит потыкать в
него и потрогать (терпеть этого не могу).

Потом начинается:
- Нет, это не Зоркий-4 (ха-ха-ха).
- Нет, я не начал снова на пленку снимать (на самом деле закончил лет 10 назад).
- Да, все ручечки и крутилочки и правда металлические.
- Нет, не дам подержать.
- Да, я козел.


Короче, если хотите привлечь внимание - смело вешайте себе новый пен
на шею и выходите на улицу. А я вот, например, скоро обклею его
спереди
изолентой, чтобы изуродовать и не привлекать внимания. Ибо нешуточно
надоело уже.

Когда у меня появился в свое время первый OM-D, некоторые тоже
удивленно рассматривали новую камеру и задавали неприличные вопросы.
Но с тех пор появились новые красивые ретро-игрушки, тот же X-T10,
который у меня есть, например. Но такой нездоровой реакции давно уже не было.

И вот теперь снова началось… Вообще это странно. Мы тут люди дикие,
оригинальных ПЕН-ов, которые были популярны у них там много лет назад,
в глаза не видели, но, тем не менее, многие “безошибочно” узнают в этой
камере то, о чем её дизайнеры и думать не могли. “Зорким” на этой неделе
мне уже дважды его обозвали, например. И один раз - ФЭД-ом. Дикари-с…

Шутки шутками, но я теперь понял смысл поговорки: “Leica позволяет
вам взять фотоаппарат на званый ужин и не выглядеть так, словно вы
пришли туда работать”.

Возрадуйтесь, теперь у нас есть вторая камера, которую с тем же
успехом можно таскать на всякие приемы, не боясь прослыть, прости
господи, фотографом (фу, слово-то какое противное, один раз так
обзовут - вовек потом не отмоешься).

Вообще говоря, продвигая это недешевое изделие, маркетологи
напирают именно на внешний вид, стиль и пафосные ассоциации.

На рекламных плакатах PEN-F (да и на коробке, кстати) мы видим
эдакого дядечку за 40 лет, в глазах которого такая неизбывная тоска
и знание жизни, что сразу хочется в окно выпрыгнуть. Поскольку я
сам - дядечка за 40 лет, то меня это как-то очень мало привлекает,
и новую игрушку я себе завел вовсе не для того, чтобы быть похожим
на того чувака.

Меня привлекло то, что в настоящее время эта камера - самое лучшее,
что может предложить нам Olympus в технологическом плане. А до
нового E-M1 Mark II еще надо как-то дожить, и что-то мне подсказывает,
что под чутким руководством партии и правительства к моменту его
появления его придется не покупать, а брать в ипотеку.

Ладно, хорош трепаться. Начнем обозревать камеру по-существу.

Конструктив и эргономика

Первой цифровой камерой от олимпуса был у меня E-300. До сих пор его
храню, потому что продать рука не поднимается. Так вот - считаю его
форму оптимальной. Нет горба лжепентапризмы (на это девочки все
равно уже не ведутся - им плевать). Глазок видоискателя - сбоку, и
человек, имеющий на лице нос, а таковых, как я понимаю, - большинство,
не тычется им в экран. Даже места в сумке камера без горба занимает
меньше, и ничем не цепляется, когда ее оттуда тащишь.

В общем, я за дальномерка-стайл. Это реально удобно.

Дизайнеры снова поменяли местами несколько рычажков, перепрятали
кнопку включения (особенно постарались сделать так, чтобы камеру ни
в коем случае нельзя было бы включить одной рукой, в чем преуспели),
но в целом они со своей задачей справились - получилось вполне удобное
в работе изделие.

Поначалу, правда, я несколько раз по ошибке крутанул колесико
экспокоррекции вместо колесика, отвечающего за установку диафрагмы,
но быстро привык, тем более, что на других камерах (у того же фуджа
например) оно установлено там же.

Сразу скажу - когда начинаешь работать с новым PEN-F, то понимаешь,
что явно в команде разработчиков был некий специальный человечек,
который отвечал за то, с каким усилием нажимается данный конкретный
рычажок и вращается данное конкретное колесико. Все усилия на
органах управления выверены и все вылизано просто до блеска.
Я кинестетик - знаю, о чем говорю.

Каждое колесо крутится с различным усилием и причем именно с таким
(на мой взгляд конечно), которое от данного конкретного колеса и
ожидаешь. Не больше и не меньше.

Одно замечание - тот человечек, который отвечал за рычажки, видимо
уходил в отпуск тогда, когда проектировали движок, регулирующий зум
у моторизованных объективов (и позволяет гнуть кривую туда-сюда при
настройках профилей картинки).

Мало того, что необходимость этого рычажка для меня вообще весьма
сомнительна, полезные функции на него переназначить не дают (язык
не поворачивается назвать таковой возможность пролистывать по 10
картинок вперед/назад при просмотре), так он еще и выполнен из
какого-то материала, подозрительно напоминающего пластик.

Хитрые ага - засунули его между нормальным алюминиевым колесом и
корпусом, и думали, что мы ничего не заметим. А мы вот заметили. :)

И еще одно сомнительное решение: крышечка, прикрывающая разъемы,
открывается/закрывается вообще почти без щелчка. Будем надеяться,
со временем она не разболтается и не станет хлопать сама по себе как
калитка на ветру (или как крышечка отсека карт памяти на старом
добром Е-420 у моей сестренки, которую мы уже один раз меняли, и вот
она снова разболталась уже). Прежнее проверенное решение с резиновой
заглушкой, заталкиваемой в отверстие в тушке, мне казалось надежнее,
ну да время покажет.

В остальном все очень удобно. Серьезно. Я до появления у меня ПЕН-а
полагал, что он будет не слишком удобен и ухватист, однако признаю -
даже с 75/1.8 он лежит в руках надежно и кажется весьма сбалансированным.

Понятное дело, что владельцам всяких монстров типа M.Zuiko 300/4
дополнительную накладную ручку все равно придется докупать. Но раз
уж они украли столько денег такие стекла могут себе позволить, то и
рукояткой обзаведутся.

Отдельно хочу сказать про движочек на передней панели. Эта странная
крутилочка, которая перещелкивает “творческие” режимы камеры,
изначально казалась мне очень подозрительной, и я опасался, что все
руки об нее обдеру.

Robin Wong - наше все - в своем обзоре насчет этого колеса отдельно и
очень жалобно хныкал, являя миру дырки, проковырянные этим винтажным
контролом в своих натруженных руках. Ну не знаю, может руки у него не
той системы или еще что, но я её при съемке даже не задеваю.

А руки у меня не сказать чтобы маленькие. Будем считать, что это - еще
один почти бесполезный рудимент, делающий камеру еще на 5% винтажнее.
Так я это воспринимаю.

Сравнивая PEN-F с имеющимся у меня OM-D EM5-II, скажу: если второй
пятак был выполнен с точки зрения механики и эргономики почти
безупречно (чего о первом пятаке, кстати, я сказать никак не могу),
то новый ПЕН механически стал еще прочнее (по крайней мере, на ощупь).

Вот казалось бы - дальше ехать уже некуда - все прочно, туго и не
дребезжит. Но оказалось - есть куда. Колесики стали еще туже,
перещелкиваются они еще четче и выглядят еще дороже (ну и стоят
тоже, ага).

Но вот, что порадовало по-настоящему: наконец-то на колесо режимов
вынесли переключатель пользовательских настроек С1-С4. Это то, что
было (и очень нравилось) у меня в Sony A-850.

Я тут намедни спросил Антона Мартынова, есть ли в новой X-T2
нормальное сохранение/выбор пользовательских настроек. Он сначала
долго и старательно делал вид, что вообще не понимает, о чем я, потом
вообще ловко съехал с темы, попутно сообщив, что никому оно не надо.

Надо и еще как. И не такое сохранение настроек, какое сделано в Fuji ,
где тебе доступны лишь несколько установок
WB , эмуляции пленки и
прочего, а именно ПОЛНОЕ сохранение ВСЕХ настроек камеры, включая
даже яркость встроенного видоискателя и степень заляпанности заднего
экранчика алгоритм IS. Только так и никак иначе.

Так вот, в OMD-EM5-II эти настройки записывались и вызывались из
памяти через меню (что, вообще говоря, еще и не логично совсем,
так как при этом камера остается в установленном вне этих настроек
режиме работы “A”, например, а вы собираетесь снимать в студии и
вам нужен режим “М”), так там я еще и регулярно вместо выбора
записанных предустановок по запарке попадал на их сброс, в результате
чего текущие установки записывались в память, а предустановка
пропадала (зато девочки могли услышать, как изысканно и витиевато
я умею материться, да).

Теперь наконец-то выбор вынесен на колесико и одним движением мы
выбираем нужные нам настройки вместе с режимом съемки. За одно
это я готов в пояс поклониться разработчикам - разум после долгих
мытарств таки восторжествовал. Браво.

Кстати, в новой прошивке второго пятака (буде такая появится) очень
бы хотелось спрятать/развести подальше друг от друга сброс и выбор
пресетов. Это поможет сэкономить много нервных клеток.

Что еще сказать про эргономику и конструктив? Дерматинчик, которым
обклеена камера, стал суше на ощупь (вот какие нюансы мы умеем
замечать) и больше походит на шкуру ската, из которой делают нынче
пафосные ремешки для дорогих часов. Шершав и прочен.

Отсутствие винтиков на нижней крышке камеры, о котором нам отдельно
поведали в рекламных материалах, выглядит забавным, но и только.
Мне и винтики нисколько не мешали.

В целом же, почти все в камере выглядит и ощущается ДОРОГО.
Заметно, что это была одна из целей разработчиков, и они ее таки
добились. Даже черное покрытие там, где оно есть, похоже на лкп
автомобиля - не шершавое, а гладкое и, кажется, правда покрыто лаком.

Матрица, цветопередача, шумы

Собственно, лично я повелся на PEN-F главным образом из-за новой матрицы.

Сейчас, когда гонка мегапикселей породила ФФ камеры, нормально снимать
на которые возможно лишь на топовые фиксы со штатива, увеличение
разрешения в микре с 16 до 20 mpix вызывает лишь улыбку, но нам тут не
до смеха, если честно. Я бы и от 24 не отказался. Считаю, что 20-24 mpix
оптимальны для использования в мирных целях работы.

И дело тут не в разрешении даже, а просто в наличии запаса по
кадрированию. Мы тут не все из агентства M agnum , не все умеем
безупречно кадрировать при съемке налету. Не все мы Картье-
Брессоны, да. Некоторым из нас иногда приходится безжалостно
кромсать картинку при постобработке, и вот тогда лишние 4 млн
точек точно лишними не будут. В этом я уже убедился в последние
2 недели съемки новой камерой.

Цвет новой камеры стал чуть точнее, по умолчанию спокойнее.
Но он все такой же плотный, хорошо крутится в конвертерах и
мне нравится.

Пропали вылезавшие иногда раньше невесть откуда в тенях странные
цветовые градиенты.

Таким образом, получается, что для студийной съемки (если выбирать
именно из олимпусов) эта камера однозначно лучшая на сегодняшний
момент.

Также вижу, что красного цвета стало чуть меньше на коже, это хорошо
(вспомните первый OM - D ). Количество телодвижений по цветокоррекции
в моем workflow немного уменьшилось.

По шумам хуже не стало, что при условии возросшего числа мегапикселей
означает - стало чуть лучше. Даже, пожалуй, на высоких ISO позже стала
разваливаться по цвету картинка. Теперь я последним рабочим значением
авто-ISO ставлю 4000. Меня устраивает.

Автофокус и экспозамер

Экспозамер

Заметно, что алгоритм работы экспозамера изменился. Судя по всему
наконец-то определение лиц сопрягается с экспозамером в матричном
режиме. Снимая на крыше против солнышка, я автоматически сделал
поправку +0.7 и получил выбитые кадры. Оказывается, теперь этого
делать не нужно и автоматика достаточно умна, чтобы отслеживать
появление лиц в кадре даже на фоне яркого фона.

Правда иногда что-то видимо считается/определяется неправильно, и
на 30-40 кадров попадается вдруг один пересвеченый. Такое заметил
только при съемке против света и, видимо, это поправят в новой прошивке.

Остальные повадки автоматики мало изменились, и, как и прежде, у
меня выставлена постоянная поправка в меню: +2/6 для матричного
замера и +1/6 для центровзвешенного.

Автофокус

Особых изменений не заметил. НО! Появилась одна дико удобная
фишка, которую, видимо, подсмотрели у Panasonic. Теперь в меню
есть возможность включить управление точкой фокусировки по
тачскрину при визировании через видоискатель.

(В этом месте за кадром играет “ Hallelujah Chorus” Генделя в исполнении
лондонского филармонического оркестра, за сценой появляется яркий
свет, все встают и аплодируют).

Дождались! Не нужны никакие джойстики (от появления которых намедни
у адептов Fuji случилась такая эйфория, что их пришлось всю неделю
пораньше укладывать спать).

Просто тупо возишь пальцем по экрану и указываешь камере - куда
сфокусироваться. И все. Не может быть ничего проще и естественнее.
Кроме того, джойстики имеют особенность дохнуть со временем, но мы,
бывалые владельцы камер Sony, этого фудживодам не скажем - пусть
пока веселятся в неведении.

Вот эта, (справедливости ради - придуманная панасоником) возможность
настройки зоны АФ просто влюбила меня в себя. Хорошо, что её наконец-то
передрали. Надо тащить в дом все лучшее отовсюду. Правильный подход.

Недавно, впрочем, видел обзор нового PEN-F, где авторы, стравливая его
со вторым пятаком, показали, что в режиме следящего фокуса новинка
чаще теряет объект сопровождения (вроде бы уже успешно и надежно за
него зацепившись). Судя по всему, в новых прошивках это поправят.

А пока скажу очевидное: если уж вам приспичило поснимать жесткий
экшн именно на беззеркалку олимпус - купите себе E-M1. Не благодарите.

Прочие моменты и наблюдения

Батарейка

Слава богу, не стали менять формат и марку батарейки. Все, что нажито
непосильным трудом - левые аккумуляторы DSTE от старых камер и вот
это вот все - все отлично работает с новой камерой.

Энергопотребление не сильно изменилось. Тут никаких откровений.
Мне на съемку всегда хватает одной свежезаряженной батареечки.
Но у меня и съемки то невелики - от силы по 300 кадров за раз.

Стабилизатор

Все так же сосредоточенно жужжит при работе. Работает не хуже
(субъективно и не лучше, куда уж лучше то), чем в OM-D EM5-II.

Случайно заметил, что если включить на объективе стаб (проверено
на Leica 45/2.8 Macro), то встроенный матричный стабилизатор
предварительно хмыкнув тактично выключается автоматически,
предоставляя делать всю работу стабу в объективе (наверное,
он еще и ехидно хихикает при этом). Раньше было такое или нет?

Видео

Видели как OM-D EM 5- II снимает? Ну вот, тут на первый взгляд
все то же самое. Для личного использования мне хватает более чем.

Затвор

Похоже, его снова поменяли. По сравнению с OM - D EM 5- II он
срабатывает чуть суше и жестче. Shutter-shock внимательно
искал - не нашел.

Кстати, было бы здорово, если в полностью бесшумном режиме
электронного затвора можно было бы (опционально) воспроизводить
в момент его срабатывания звук, имитирующий механику. Тому, кого
вы снимаете, иногда важно знать, что кадр уже был сделан и можно
сменить позу или расслабиться.

Меню

Традиционно жуткое, нелогичное и нелепо-развесистое, но давайте
будем считать это милой особенностью любимого производителя.
Надеюсь, рано или поздно они найдут в себе мужество просто выбросить
его и переделать все с нуля.

Творческие режимы

Вот не люблю я все вот это вот. Не-лю-блю. Однако первый раз моя
нелюбовь поколебалась, когда я увидел внутрикамерный Classic Chrome
в исполнении оркестра песни и пляски под управлением Fuji. Кто видел -
понимает, о чем я.

Им там проще конечно - раньше пленки выпускали, с цветом много возились,
знают, как красиво испортить картинку. И беззастенчиво этим пользуются.

Olympus решил дать вам в руки удочку и отправить ловить рыбу
самостоятельно. То самое колесико на морде, об которое так
некстати покалечился Robin Wong, обозревая PEN-
F , служит на
самом деле не для умерщвления плоти, а для игр с цветом и ч/б.

Вы скажете - да я на компе вам в конвертере такого накручу -
закачаетесь все у меня! И будете правы. Но вот представьте себе,
есть люди, которые не знают, что такое
raw -конвертер. Не шучу.
(тут у нас должна быть МХАТ-овская пауза, камера медленно
скользит вдоль окаменевших в ужасе лиц из зрительного зала).

Причем вы будете смеяться, но эти люди иногда очень неплохо
эстетически подкованы и прекрасно понимают, что нужно делать
с картинкой, но не знают - как. Гуманитарии, они вообще - люди странные…

Вот как раз для этих людей и приделал олимпус эту странную крутилку
на морде, с помощью которой любой эстет-надомник даже вообще без
компьютера может себе накрутить очень интересные цвета или замутить
эдакое брутальное чб.

Я уж не говорю о хипстерах и прочей шушере, которые прямо из
Старбакса могут, сидя за столиком, выдать на гора пачку шедевров,
отослав их по Wi F i в Instagram , WikiLeaks или еще куда в эти ваши
богопротивные интернеты.

В общем, несмотря на мое скептическое отношение к данному вопросу,
вынужден признать - вещь весьма небезынтересная. И сразу
предупрежу - штука заразная, навроде семечек. Затягивает.

Хочу заметить, с помощью этой нехитрой приблуды очень быстро можно
получить вполне вкусное на вид ч/б - с хорошей проработкой полутонов.

Вот примеры сделаные навскидку прямиком из камеры.

К слову сказать, непонятно, что помешало Olympus договориться с кем-
нибудь из известных в прошлом производителей фотопленки и зарядить
камеру несколькими предустановками, основанными на реальных эмуль
c иях.
Один хрен все эти конторы сейчас на ладан дышат и, я полагаю, за долю
малую согласились бы состряпать пяток пресетов с названиями что-нибудь
типа “
Agfa Vista ” или “Ilford HP 5”. Пустячок, а нам понтоваться было бы
приятно (посмотрите чем
Fuji сейчас активно занимается).

Резюме.

В настоящий момент вижу у данной камеры всего один недостаток - цену.
Причем гляжу на прайсы конкурентов, курс доллара, новости с Украины
и цену барреля нефти и понимаю - то ли еще будет, и к камере это не
имеет никакого отношения. Камера классная.

Если вы не снимаете спорт (за исключением шахмат), не боитесь, что
на улице вас поначалу задергают идиотскими вопросами “чего там у
вас такое на шее болтается?” и можете ее себе позволить в финансовом
плане - смело можете брать.

P.S. Для пущего удовольствия достопочтенной аудитории EXIF всех
картинок бережно сохранен, а некоторые даже открываются
до полноразмеров если в них мышкой ткнуть посильнее.

Датчик изображения Olympus PEN E-PL7 унаследовал от предыдущих моделей PL5 и PL6 - 16.05Мп Live MOS. Но на смену процессора TruePic VI в новой беззеркалке производитель использует чип следующего поколения - TruePic VII.

Прежняя матрица и новый процессор, согласно заявленным характеристикам, в сочетании дают ту же скорость серийной съёмки, что и предыдущие фотоаппараты: восемь кадров в секунду при полном разрешении с блокировкой автофокуса и экспозиции по первому кадру. С регулировкой экспозиции между кадрами E-PL7 снимает 3.7 к/с, более ранние фотокамеры - 3.6 к/с.

Диапазон чувствительности ISO в новом фотоаппарате составляет от 200 до 25600 единиц, с расширением до ISO 100 на нижнем конце, то есть светочувствительность на том же уровне, что и в PL6. В Olympus PL5 не достаёт лишь расширения нижнего предела.

И, конечно, в новинке привычное для компактных системных фотокамер Olympus крепление объектива Micro Four Thirds.

Съёмка селфи с Olympus PEN E-PL7

Самое очевидное различие между Olympus E-PL7 и более ранними фотоаппаратами мы видим в ЖК-дисплее с обновленным наклонным механизмом. PL5 и PL6 снабжены 3-дюймовыми сенсорными экранами с разрешением 460 тыс. точек, которые наклоняются вверх на 180 градусов для съёмки селфи, экран в PL7 откидывается в противоположную сторону.

В пользу этого любопытного изменения Olympus приводит ряд аргументов. Во-первых, теперь вам не придётся загораживать объектив, а, следовательно, и обзор фотокамеры, дотягиваясь к сенсорному экрану. Во-вторых, появилась возможность устанавливать вспышку для съёмки селфи через горячий башмак, раньше её размещение загородило бы экран. Даже без подключения дополнительных аксессуаров сам по себе горячий башмак и элементы управления на верхней панели корпуса отчасти закрывали нижнюю часть дисплея.

Новый экран Olympus PL7 наклоняется на 180 градусов вниз и на 80 градусов вверх. Это означает, что он не затеняется ни корпусом фотокамеры, ни вспышкой. Разрешение ёмкостного дисплея возросло до 1037 тыс. точек.

Новый дизайн экрана связан и с улучшенным графическим интерфейсом пользователя. Как только вы перевернёте дисплей вниз, на нём отобразятся сенсорные кнопки: спуск затвора, функция e-Portrait и настраиваемый таймер автоспуска, чтобы вы могли быстро и просто делать селфи.

К сожалению, новый наклонный механизм дисплея по-настоящему полезен лишь для съёмки селфи обладателей длинных рук. Установить фотокамеру на удобную поверхность или на штатив означает загромоздить LCD-экран. Поэтому мы бы предпочли более универсальный, полностью шарнирный наклонно-поворотный ЖК-дисплей, откидывающийся в сторону, который также даёт возможность просматривать сцену при сложных углах съёмки, делать автопортреты и позволяет сложить ЖК-экран вовнутрь, чтобы сохранять его в чистоте и защищать от ударов и царапин.

Улучшенный корпус

Корпус Olympus E-PL7 претерпел изменений. Он стал немного крупнее и тяжелее, чем раньше: на 4.4мм шире, на 3.3мм выше и, следовательно, на 0.2мм глубже. Вес увеличился на 32г. Ёмкость батареи в новом фотоаппарате возросла до 1210мАч по сравнению с 1150мАч в предыдущем, что привело к увеличению времени автономной работы от 320 до 350 снимков(CIPA).

С увеличением габаритов улучшилось расположение органов управления. Общее их количество осталось неизменным, но производитель заменил маленькое неудобное кольцо металлическим диском, который окружает кнопку спуска затвора. Теперь указательный и большой палец смогут удобно здесь расположиться. Все элементы управления задней панели перекочевали на правую сторону от ЖК-монитора, область над дисплеем осталась гладкой и чистой. (Предположительно снимать одной рукой станет удобнее.)

И ещё пара заметных изменений в корпусе: отделка из искусственной кожи покрывает практически всю поверхность фотоаппарата, а не только область захвата как прежде чем. И рукоятка в E-PL7 не съёмная, а название линейки "Olympus PEN" теперь гордо красуется на передней панели сверху справа.

Улучшенная система стабилизации изображения

Фотоаппарат Olympus PL7 получил модернизированную систему стабилизации изображения, которая ставит его в ряд где-то между ранними моделями PL5, PL6, PM2 и топовым фотоаппаратом P5. Последний из упомянутых снабжён пятиосевой системой стабилизации, остальные более ранние модели оснащены стабилизацией по двум осям.

Для PL7 инженеры приберегли систему трёхосной стабилизации, которая гасит вертикальные, горизонтальные и наклонные колебания фотокамеры, по заверениям производителя, с эффективностью 3.5EV, по сравнению с коррекцией 3EV в PL5 и PL6.

И ещё одно улучшение: в новом системном фотоаппарате появился дополнительный режим стабилизации изображения кроме трёх других уже знакомых нам по PL-серии. Четвёртый режим просто автоматически выбирает один из трёх прочих, основываясь на движениях, которые он обнаруживает, например, когда вы заняты панорамированием или ещё чем-либо.

Улучшенная система автофокусировки в Olympus PEN E-PL7

Автофокус доработали. Это по-прежнему фирменная автофокусировка Olympus FAST («Frequency Acceleration Sensor Technology»), но теперь она представлена 81 точкой фокусировки по сравнению с 35 в более ранних моделях. Также появился режим Super Spot AF, при котором фокусировка наводится по небольшой площади кадра от 0.02 до 0.16% поверхности изображения.

Компенсация экспозиции

Мы уже отмечали расширенный диапазон чувствительности - по сравнению с PL5 - от ISO 100 до ISO 25600. E-PL7 отличается и широким диапазоном компенсации экспозиции +/-5EV, в предшествующем фотоаппарате +/-3EV. И, наконец, в новинке предусмотрены четыре пользовательские настройки баланса белого вместо двух.

Беспроводная связь

В системном фотоаппарате Olympus E-PL7 есть встроенный адаптер беспроводных сетей Wi-Fi 802.11b/g/n. В сочетании с обновлённым приложением OI Share для смарт-устройств на базе Android и iOS он позволяет оперативно делиться изображениями. Приложение даёт возможность дистанционно контролировать спуск затвора, а также поддерживает режим Live Bulb и позволяет передавать или снимать видео, правда, клипы ограничены семью минутами.

Хотя Olympus PL7 не хватает технологии NFC для подключения к устройствам Android в одно касание, вы можете осуществить соединение почти так же быстро, используя QR-code, который отображается на ЖК-дисплее фотокамеры, как и в прошлых моделях Olympus. К тому же, в отличие от NFC, этот подход работает с гаджетами Apple, производитель которых упорно отказывается поддерживать стандарт NFC в своих устройствах.

Новые инструменты для творчества

Системный фотоаппарат E-PL7 располагает внушительным набором из новых творческих инструментов и функций. Есть два новых режима съёмки: Panning Shot (панорамирование или съёмка с проводкой) и Hand-held Twilight (сумерки с рук - сочетает восемь кадров в одном с пониженным шумом и высокой скоростью затвора).

Мы уже упоминали новый режим e-Portrait и таймер автоспуска, удобный при съёмке автопортретов, так как позволяет задать количество кадров и настроить интервал съёмки. Снимая несколько последовательных селфи, вы можете изменять позу и преображать изображения как в программе Photo Booth.

Фотоаппарат Olympus PL7 впервые предлагает режим HDR, наряду с функцией брекетинга, который позволит объединять четыре изображения в одно. Все четыре снимка с фиксированной чувствительность ISO 200 и максимальным временем экспозиции в одну секунду могут сочетаться в реалистичном либо художественном стиле.

Есть также два новых художественных фильтра: винтаж и частичный цвет. У каждого из них по три различных эффекта. Для частичного цвета есть интересный интерфейс, который позволяет выбрать 18 различных оттенков диском управления на верхней панели.

Наконец, функция Photo Story от Olympus с режимом удержания, который позволяет приостановить историю на стадии реализации, а затем вернуться, чтобы завершить её.

Видеозапись

Olympus E-PL7, как и предыдущие фотоаппараты, записывает видео Full HD (1920 х 1080 пикселей; 1080p) с частотой 30 кадров в секунду, но максимальный битрейт теперь составляет 24 Мбит/с по сравнению с 20 Мбит/с в более ранних моделях.

Новая фотокамера также предлагает дополнительный эффект старого кино (Old Film) для видео и она использует трёхосную систему стабилизации со сдвигом матрицы в режиме видеозаписи вместо электронной стабилизации.

По желанию можно снимать покадровое видео 720p, этот режим унаследован от E-PL6. В фотоаппарате E-PL7 появилась новая функция ограничителя громкости микрофона.

Совместимость с картами памяти

Как и фотоаппараты-предшественники Olympus E-PL7 сохраняет изображения на SD картах памяти (Secure Digital Card): SDHC, SDXC, UHS-I и Eye-Fi. Хотя последние из перечня вряд ли пригодятся, учитывая наличие модуля Wi-Fi в фотокамере. О совместимости с беспроводными картами Toshiba FlashAir, конкурентах Eye-Fi, нигде не упоминают.

Olympus PEN-F побыл у меня на тесте недолго, но я успел к нему привязаться. И дело не только в том, что обладание стильной и качественной вещью приятно само по себе. PEN-F активно стимулирует желание фотографировать. Мне вообще нравится возможность получить из камеры готовый снимок сразу, без последующих обработок в редакторах, а PEN-F в этом смысле предоставляет самые широкие возможности.

Причем широкие настолько, что это даже становится определенной проблемой. Если ты заранее не уверен, что именно хочешь получить, то глаза просто разбегаются. Сюжетные программы, арт-фильтры, цветные и монохромные профили, причем все это с различными подрежимами и модификациями, с возможностями подстройки и прикладывания дополнительных эффектов…

В какой-то момент мне показалось, что упростить и упорядочить весь этот приятный сумбур в голове поможет функция ART BKT. Вы можете заранее выбрать в меню, какие арт-фильтры (а также цветовые и монохромные профили) хотите использовать, поставив в меню соответствующие галочки. Тогда при одном нажатии кнопки камера будет делать и сохранять серию снимков – дальше останется только отобрать вариант, который вам больше понравится.

Однако, опять же – на все опции галочки не поставишь.

Решением для меня стала возможность внутрикамерного преобразования файлов RAW в JPEG.

Если просто делать все снимки в формате RAW, то позже, в режиме просмотра, можно выбрать понравившийся с точки зрения сюжета и композиции кадр, и преобразовать его в JPEG. При этом можно настраивать не какие-то отдельные параметры изображения, а полностью все, которые только могут настраиваться в камере. В самом быстром варианте можно просто нажать пункт «Текущий» – тогда файл JPEG будет создан на основе текущего состояния камеры, с учетом всех включенных режимов, настроек и эффектов.

Другие две опции (Польз. 1 и 2) позволяют «поиграться» с настройками, опять же со всеми возможными, при этом полученные конфигурации будут сохранены для последующего использования. Наконец, можно применить и уже упомянутую функцию ART-брекетинга, получив несколько вариантов JPEG за раз.

Единственное небольшое неудобство такого подхода – для предпросмотра будущего результата необходимо нажать кнопку с красной точкой. Только тогда процессор пересчитает картинку с учетом всех внесенных изменений и покажет, какой она получится.

В целом, пожалуй, это дело вкуса – настраивать ли камеру в момент съемки (конечно, если вы сразу представляете, что конкретно хотите получить, то прямой резон именно так и поступить), либо применять настройки позже, преобразовывая файл RAW в JPEG. И в том, и в другом случае у вас есть возможность сразу же отправить полученный файл на смартфон или планшет по Wi-Fi, а дальше загрузить, например, в Instagram или социальные сети.

Кстати говоря, связь по Wi-Fi позволяет не только передавать отснятый материал во внешние устройства, но и управлять камерой дистанционно, в том числе переключать режимы P-A-S-M (хотя, казалось бы, сама камера позволяет это делать только вращением аппаратного диска режимов), а также зуммировать объектив, в случае использования моделей с электрическим приводом (о чем говорит аббревиатура EZ в их наименовании).

Отмечу нюанс эргономики, который в PEN-F изменился по сравнению с другими моделями OM-D и PEN. Речь о тех ситуациях, когда передний и задний диски управления выполняют настройку, например, ISO и Баланса белого (в рамках концепции интерфейса «2×2», но не только). Представьте, к примеру, что передний диск управляет ISO. Вы поворачиваете его на один щелчок… и при этом не только на экране появляется шкала ISO, но и текущее значение ISO сразу переходит на соседнее значение. Вы не просто посмотрели, какое ISO установлено в данный момент, но и сразу изменили его. С учетом того, что шкала замкнута по кругу, нечаянным поворотом диска мы можете попасть с Авто-ISO на ISO25600. Или сбить баланс белого. Я не раз высказывал мнение о том, что это не совсем правильно и хорошо. В модели же PEN-F система изменилась. Теперь при первом щелчке диска на экран только выводится шкала, но значение в этот момент еще не изменяется. Вы можете просто посмотреть текущее ISO и этим ограничиться. Для изменения значений нужно продолжить вращать диск дальше. Мелочь, но меня она весьма порадовала.

Что касается скорости автофокусировки Olympus PEN-F, то о ней представление дает следующая видеоиллюстрация. Это мой традиционный тест, серия быстрых перефокусировок с близкого объекта (оконная рама, около метра) на далекий (кирпичная стена дома). Использовался объектив M.Zuiko Digital 25/1.8, режим S-AF по центральной зоне. .


Результат отличный, автофокус очень быстрый. В ролике иногда не успевает срабатывать звуковое подтверждение (я уже перевожу камеру для следующей фокусировки), но сам фокус работает уверенно и быстро.

Что касается режима постоянного автофокуса C-AF, то он на уровне моделей OM-D последнего времени – то есть, послабее, чем у топовых репортерских зеркалок, однако вполне достаточный для решения различных задач – как творческих, так и профессиональных.

В следующей серии снимков камера четко фокусируется на решетке радиатора движущегося грузовичка. Это серийная съемка 5 кадр/с с работающим в режиме C-AF автофокусом.

По номерному знаку можно увидеть, что фокус ни разу не сбился и не потерялся:

Пятиосевой стабилизатор изображения камеры PEN-F – тот же, что в модели E-M5 Mark II, то есть, лучший не только среди беззеркалок Olympus, но и, возможно, во всей индустрии. Кстати, термин «пятиосевой» означает, что отрабатываются не только линейные перемещения камеры (по двум направлениям), но и вращательные движения (по трем осям).

Работа стабилизатора радикальным образом расширяет ваши возможности и изменяет саму манеру съемки – будь то фотосъемка, или видео. Вы можете делать снимки ночного города без штатива, а видеосъемку вести с рук безо всяких гимбалов и подвесов, причем как стоя на месте (тогда вообще картинка стабилизируется, словно вы снимаете со штатива), так и в движении.

Кстати, что касается видеосъемки , то и здесь PEN-F полностью повторяет спецификации и возможности старшей (в этом аспекте) камеры Olympus – OM-D E-M5 Mark II. Видео можно снимать в разрешении Full HD 1080 с частотой кадров 60/50/30/25/24p в формате IPB с потоком 52 Мб/с. Доступен также режим ALL-Intra с потоком 77 Мб/с (при частоте кадров 30/25p), имеются опции ускоренной и замедленной видеосъемки. Правда, в отличие от E-M5 II, у PEN-F нет разъема для подключения внешнего микрофона.

Примеры видеосъемки в исполнении Olympus PEN-F.
5.
6.
7.
8.
9.
10.